Николаевская церковь в Кожан-городке vandrouka.by

Парадоксы религиозности белорусов

10 декабря 2015
Thinktanks.by
Общество
Николаевская церковь в Кожан-городке vandrouka.by

Факультет философии и социальных наук БГУ готовит новое исследование, призванное замерить религиозность белорусов.

Об этом сообщила кандидат философских наук доцент кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук БГУ Светлана Карасева в ходе прошедшей 9 декабря открытой лекции "Религиозность в Беларуси: от концепции к данным". Она прошла в рамках серии "Открытый вопрос", организованной Летучим университетом.

По словам Светланы Карасевой, изучение отношения белорусов к религии демонстрирует ряд парадоксов. Например, согласно официальной статистики, в Беларуси на 01.01.2014 года насчитывалось 1615 зарегистрированных религиозных общин Белорусской православной церкви и 488 общин Римско-католической церкви. Из общин, исповедующих евангелический протестантизм 287 относятся к Евангелическим христианам-баптистам, 520 – к Христианам веры  евангельской и 59 – Христианам полного Евангелия. Всего 866 общин. Причем, как подчеркнула Светлана Карасева, она для данного сравнения выбрала лишь три церкви Евангелических протестантов, (хотя в Беларуси их насчитывается около 10), чтобы показать тенденции.

В то же время, согласно социологическим данным,  людьми с религиозной позицией называют себя 60-70% белорусов. Из них с православием себя связывают 86% респондентов, с католичеством – 12%, с другими вероисповеданиями – 2%.

Светлана Карасева обратила внимание, что по количеству общин численность евангелических приходов превышает количество католических и примерно сопоставима с количеством приходов БПЦ. Однако по количеству людей, исповедующих религию, евангелисты со всеми их общинами, укладываются в 2% верующих других конфессий.   

Светлана Карасева назвала такое соотношение "парадоксом".

При этом она констатировала, что обычно настоятель конфессии знает о своей пастве такую цифру, которая не совпадает ни со статистикой, ни с  социологическими данными.

Исследователь также заметила, что в проводимых в Беларуси соцопросах отдельно задаются вопросы по мировоззренческой и отдельно – по религиозной самоиндефикации. В результате зачастую публикуются данные, не отражающие реальную ситуацию с религиозностью белорусов. Например, по итогам опросов дается информация, что 95% процентов белорусов относят себя к той или иной религии. При этом 86% относят себя к православию, а 12% к католикам. Но, как отметила Светлана Карасева, совершенно не означает, что, например, эти 86% ходят в церковь или не считают себя "православными атеистами".

В опросе Информационно-аналитического центра при Администрации президента Беларуси отмечалось, что среди сделавших заявление о своей конфессиональной принадлежности 21,5% респондентов не смогли дать однозначный ответ на вопрос, являются ли они верующими. Из всех опрошенных дали однозначный ответ о своей вере в Бога 65% опрошенных. То есть относить себя к какой-либо вере, не значит – быть верующим.

По словам Светланы Карасевой, когда в открытом опросе белорусских школьников спросили (в рамках социологического исследования условий включения знаний о религии в школьную программу были опрошены 483 старшеклассника (9−11 классы) Минска – прим. Thinktanks.by),  какие религии вам известны, они самыми известными назвали ислам и буддизм.

По данным, озвученным Светланой Карасевой, около 60% респондентов проведенных в Беларуси опросов, являются людьми религиозными, а 40% - нерелигиозными. Однако даже в этих рамках возможны разные степени религиозности белорусов – от сильной религиозности, когда вера формирует уклад жизни, до степени сочувствия, признания духовных ценностей и просто номинальной религиозности. Но такой замер отношения к религии у белорусов исследователям еще предстоит сделать.    


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: