В Минске искали новый баланс для госуправленцев

16 декабря 2015
Общество

Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования провел конференцию по соответствию системы госуправления новым вызовам для Беларуси.

Конференция BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации) рассматривала проблему вызова в трех плоскостях: коррупция (этика, прозрачность и «мягкие методы» предотвращения коррупции); информационне технологии в госуправлении; реформа госуправления как необходимое условие структурных реформ.

Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации) Инна Ромашевская отмечает, что тема эффективности работы государственных органов становится в Беларуси все более актуальной. «Даже поверхностное рассмотрение системы оценки работы государственных организаций демонстрирует, что она по большей части имеет характер «от достигнутого уровня», в рамках которого организация считается эффективной, если показатели ее деятельности имеит характер количественного увеличения прежних показателей («от достигнутого уровня»), но не рассматривают их качественного изменения. Эти показатели также не учитывают социальные эффекты от работы организации, за исключением роста заработной платы ее работников. Как правило, показатели работы организации отражают в первую очередь экономический аспект ее работы и не включает в себя оценку ее деятельности гражданами. В пользу этого наблюдения также говорит тот факт, что мониторинг и оценка эффективности работы организаций (главным образом в виде оценки работы руководителей) возложена на Минэкономики», - говорит Инна Ромашевская.

BIPART предлагает несколько рекомендаций по систематизации оценки работы государственных органов. Более подробно Thinktanks.by расскажет о предложениях института в последующих публикациях, посвященных завершившейся конференции.

Панель, которая рассматривала проблему коррупции в странах постсоветского пространства, привлекла, видимо, наибольшее количество слушателей. Проблема актуальная для Беларуси, но малоизученная — система слишком закрыта для общества. Несмотря на постоянные кампании по борьбе с этим явлением, и новый закон, который вступит в силу в 2016 году. Документ не предусматривает открытого опубликования сведений о доходах государственных служащих. Белорусская власть полагает, что «заглядывание в карман» - это не очень этично.

Представитель Transparency International Андрей Жвирблис (Россия) говорит, что на самом деле опубличивание сведений о доходах чиновников не может нанести урон личной жизни чиновника, ведь предоставляется лишь небольшая толика информации: сведения о размере дохода госслужащего, дохода его супруги и детей, о недвижимом имуществе (тип, площадь и страна нахождения) и о транспортных средствах.

«Публикация таких сведений представляет опасность только для тех чиновников, которые что-то не задекларировали – тогда журналисты или общественные активисты находят имущество, и человек лишается поста или хотя бы это долго и интенсивно обсуждается в СМИ», - сказал Жвирблис.

По его словам, несмотря на вышеуказанное, гражданское общество России считает, что люди имеют право на большую осведомленность о доходах чиновников. Например, на более полную информацию, которая предоставляется участниками избирательных кампаний в России.

Сейчас в России существует несколько гражданских инициатив, публикующих сведения о доходах представителей властей, вызывающих, естественно, обратную реакцию. Например, после нахождения общественностью несоответствия между декларациями и реестрами о собственности со стороны власти «возникла инициатива о закрытии реестра о правах собственности на недвижимость». Кроме того, чиновники любят «переписывать имущество на родственников, которые не обязательно включаются в декларацию».

Наибольшего успеха на поприще прозрачности информации о кармане чиновника достигла на постсоветском пространстве Грузия, считает Жвирблис. «В Грузии, например, все декларации публикуются на одном сайте. Там даже указывается адрес недвижимости», - отметил представитель Transparency International.

В последующих публикациях Thinktanks.by — о проблеме коррупции в Беларуси, этическом кодексе чиновника, опыте других стран бывшего СССР, электронном правительстве и его перспективах в Беларуси и др.

Поделиться: