Главная / Медиасервис / /

Владимир Валетко: Декрет о тунеядстве дал 90% прироста безработицы в 2015 году

06:00 / 05 января 2016
Автор: Юрий Дзенич, Thinktanks.by
Владимир Валетко: Декрет о тунеядстве дал 90% прироста безработицы в 2015 году

Государство не только не выиграло, а проиграло: «тунеядцы» не заплатили налог в размере 20 базовых величин в течение года.

Напротив, зарегистрировавшись безработными, хоть по 200 тысяч рублей, но в течение шести месяцев получают от государства пособие по безработице.

Безработица в 2016 году составит не меньше 5,5-6% от всего экономически активного населения Беларуси. Такой прогноз высказал старший исследователь CASE-Беларусь Владимир Валетко, который поделился с Thinktanks.by оценками сегодняшнего состояния рынка труда в Беларуси и его перспектив.

- Что собой представляет рынок труда Беларуси сегодня?

- Сегодня мы еще более отчетливо увидели, что белорусский рынок труда является негибким даже по сравнению не с развитыми странами, но и по сравнению с нашими партнерами по ЕврАзЭс: с Россией и Казахстаном. Об этом говорит хотя бы такой индикатор, как удельные издержки труда, который показывает долю заработной платы в ВВП в номинальном выражении. Последние кризисы 2009 и 2014 годов показывают, что в Беларуси заработные платы снижаются медленнее, чем в России и Казахстане. Это свидетельствует, что наш рынок труда медленнее реагирует на внешние шоки.

Но для исправления ситуации не нужно налево и направо увольнять рабочую силу. Нам нужно двигаться к системе, когда ресурсы и наниматели в трудные времена смогут более быстро переносить издержки со своих плеч на плечи государства. В этом отношении очень важна роль пособия по безработице. Работника, который ценится на предприятии, но который сегодня вынужден уволиться из-за кризиса, завтра мы не найдем на белорусском рынке, потому что он станет трудовым мигрантом. И если через месяц-два конъюнктура поменяется (когда в 2010 году на МАЗе было сокращено около 4 тысяч человек, а когда через полгода рынок ожил, оказалось, что уволенных слесарей, инженеров нельзя найти), найти квалифицированный персонал может оказаться непреодолимой проблемой. Такой подход не способствует росту конкурентоспособности продукции. Роль пособия по безработице и состоит в связывании мобильности, в привязывании к конкретному предприятию, месту проживания.

- Но пособием в 10 долларов никакого работника надолго не удержишь…

- Безусловно. Однако по данному поводу уже достигнут определенный консенсус. Сейчас вопрос стоит несколько иначе: как это сделать и как просчитать фискальную нагрузку на бюджет, как определить оптимальный уровень пособия, который бы не оказывал демотивирующее воздействие - пособие по безработице не должно отбивать охоту искать работу.

Негибкость рынка труда по-другому называется избыточной занятостью. Пока мы не можем решать ее квалифицированно, а отсутствие достаточно высокого пособия как раз усугубляет проблему.

Проблема низкой дифференциации оплаты труда – тоже бич, который приводит к вымыванию наиболее производительных работников, потому что они получают ненамного больше тех, кто работает спустя рукава. Поэтому квалифицированные работники уходят с работы, часто мигрируют или становятся трудовыми мигрантами. Тренд, связанный с развитием человеческого капитала, наиболее опасен в образовании, здравоохранении.

Эта проблема связана с другой тенденцией, которые закрепилась последние пять лет на нашем рынке труда, - высокая текучесть кадров. Последние пять лет ежегодно в среднем увольнялся каждый четвертый работник. Здесь нужно понимать, что к указанному показателю – 25% уволенных в течение года надо относиться с осторожностью. 25% уволенных каждый год не означает, что через четыре года абсолютно все кадры обновятся. Некоторые могут в течение года уволиться с двух, трехмест работы, проработав непродолжительное время. Исследование реальных предприятий показало: так и происходит. Так, одно из деревообрабатывающих предприятий, где общий коэффициент оборота кадров составляет порядка 50%, показывает, что на предприятии преобладают кадры, работающие свыше трех лет. Мобильность, текучесть обеспечивается постоянно циркулирующим объемом работников.

- Тогда встает вопрос: а что это за работники? Какие мотивы движут этими людьми? Выигрывает ли экономика и общество от существования такой прослойки «перелетных» работников?

- Более пристально изучив проблему, мы пришли к выводу, что около 250 тысяч человек, занятых в экономике, составляют постоянно циркулирующий буфер работников – малоквалифициованных, с небольшим трудовым стажем, как правило, это молодежь.

Почему указанные люди так часто устраиваются на работу и увольняются? Одна из причин состоит в том, что наниматели также вынуждены приспосабливаться к сплюснутой системе оплаты труда. В бригаде, где есть два ценных работника, менеджер по производству заинтересован в сохранении именно них, и через коэффициенты трудового участия заработок перераспределяется в их пользу. А молодежь, стажеры, которые выполняют черновую работу, не создают добавленной стоимости в конкретном процессе производства.

С одной стороны, молодежь получает жизненной опыт, а с другой – это очень затратный путь для общества. Лучше сразу обучить человека трудовым навыкам, необходимым на рынке.

В бюджетной сфере мотивацией для смены места работы служит следующий критерий: зарплата будет в любом случае маленькая, тогда найду место работы, где и спрашивать будут меньше. Но эта мобильность тоже непроизводительная, она стимулирует не к поиску работы, где можно выкладываться и зарабатывать, а теплого местечка. Однако таких теплых местечек становится все меньше и меньше.

- По официальным данным, безработица на 1 декабря 2015 года составила 1% численности всего экономически активного населения. Однако наблюдая массовое сокращение рабочей силы по всей Беларуси, мало верится в столь низкий процент безработицы.

- Эта цифра учитывает официально зарегистрированных безработных. Мы прекрасно знаем, что она не отражает состояние реальной безработицы в стране. Пособие по безработице 200 тысяч рублей не является привлекательным и не обеспечивает компенсацию даже издержек на регистрацию безработным.

Более близкие к реальности цифры дает обследование домашних хозяйств занятости, которое проводится в Беларуси с 2012 года: каждый квартал порядка 28 тысяч домашних хозяйств ( в ротации) обследуются. Пока полученные данные не публикуются, но частично трудовой баланс дает часть этих цифр. В 2014 году количество безработных составляло 211 тысяч человек, которые находятся, естественно, в трудоспособном возрасте.

Массовые сокращения на предприятиях, безусловно, ведут к росту реальной безработицы.

В официальном росте безработицы, которая за последний год выросла с 0,5% до 1%, или с 22 тысяч до 43-46 тысяч сейчас, велика доля структурного изменения на рынке труда, произошедшего уже в 2015 году, - введение санкций в отношении иждивенцев, или тунеядцев. Многие зарегистрировались безработными с одной-единственной целью – избежать уплаты налога на тунеядство. По моим оценкам, до 90% роста безработицы с начала года вызвано именно появлением декрета о тунеядцах. Люди, которых увольняют с предприятий, в большинстве своем не идут в службу занятости и не регистрируются безработными.

Возникает вопрос о целесообразности введения налога на тунеядство. Государство не только не выиграло, а проиграло: «тунеядцы» не только не заплатили налог в размере 20 базовых величин в течение года, напротив, зарегистрировавшись безработными, хоть по 200 тысяч рублей, но в течение шести месяцев получают от государства пособие по безработице. Впрочем, подобное развитие событий можно было прогнозировать до введения “налога на тунеядство”.

- С какими вызовами белорусский рынок труда столкнется в ближайшей перспективе?

- К сожалению, сохранится тенденция последних лет – снижение темпов создания новых рабочих мест и высокопроизводительных рабочих мест. Данные за девять месяцев свидетельствуют, что в Беларуси создано 335 высокопроизводительных рабочих мест. За весь 2014 год создано 690 высокопроизводительных рабочих мест по результатам внедрения инвестиционных проектов. Причем это не чистый прирост занятости: из 690 рабочих мест 290 работников были переведены с других мест работы. Хотя еще пару лет назад Министерство экономики заявляло, что белорусская экономика сгенерирует порядка 50 тысяч новых рабочих мест, которые дадут ощутимый – в размере 2-3%  – прирост ВВП.

Как видим, государство просчиталось: не способна белорусская экономика генерировать высокопроизводительные рабочие места в таких масштабах – счет идет на сотни.

Даже если не брать высокопроизводительные рабочие места, создание новых рабочих мест тоже замедляется; уменьшается количество вакансий – эту тенденцию мы наблюдаем из года в год: если в  2010 году в среднем было 70 тысяч вакансий, то сегодня мы имеем только 30 тысяч вакансий. К сожалению, и эта тенденция сохранится.

Она напрямую связана с эффективностью другого важного для белорусской экономики рынка – рынка капитала. Через связывание в государственных программах львиная доля инвестиций распределялась государством, и распределялась достаточно неэффективно, что привело к десятилетнему тренду падения капиталоотдачи. Кроме того, это отвлекло значительные ресурсы от реальной экономики, наше нормонакопление превышало нормосбережение. В итоге образовывался структурный разрыв, который мы вынуждены были финансировать за счет роста внешнего долга. Следовательно, на выплату долга отвлекаются ресурсы, которые можно было направить на стимулирование и создание новых рабочих мест, реформу образования, эксперименты по изменению системы оплаты труда в бюджетной сфере. Все это ослабляет подушку безопасности и замедляет скорость структурных реформ.

Поскольку в 2016 году не ожидается значительного укрепления и роста экономики России, этого не стоит ждать и в Беларуси. Мы не сможем, как бы ни хотели, быстро переориентироваться на внешние рынки и производить конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на западных рынках. А сосредоточение львиной доли рынка труда в государственном секторе делает его перспективы еще более уязвимыми.

С другой стороны, трудовые ресурсы, квалифицированный персонал, занятый в госпредприятиях, получил больше стимулов перемещаться в частный сектор. На рынке труда сложилась положительная ситуация для частного сектора: за счет проблем в госсекторе выросло количество предложений в частном секторе. Например, сегодня в Минск ежедневно приезжают на работу строители из Барановичей, чтобы предложить свои услуги за 5-6 миллионов, хотя еще год назад найти работу за 10 миллионов было тяжело.

Структурное перераспределение занятых в экономике, мне кажется, улучшится. В 2014 году большая занятость наблюдалась в менее производительных отраслях, где производительность труда и темпы роста производительности ниже. Занятость перешла на менее производительные рабочие места. 2015 и 2016 годы, мне кажется, позволят эту тенденцию переломить, и ситуация на рынке труда станет меняться. При том, что безработица в следующем году составит 5,5-6%, не меньше.

 

Другие публикации