Андрей Елисеев: Бросается в глаза явная отстранённость общественности от принятий решений в Беларуси

11 февраля 2016
Марина Гуляева, Варшава, специально для Thinktanks.by
Общество

Белорусская аналитическая лаборатория «Новак» представила в Варшаве годовой отчет по Беларуси «Адаптация без границ».

Корреспондент Thinktanks.by поговорила о наиболее любопытных цифрах отчета с политологом и соавтором бюллютеня «Адаптации без границ» Андреем Елисеевым.

- Как лично вы объясните выбор именно такой характеристики прошедшего года – «Адаптация без границ»?

- Оценка экономического положения для своей семьи и для страны в целом низкая, но протестные настроения в конце 2015г., в сравнении с предыдущим годом, не увеличились. То есть, пока белорусы демонстрируют большие адаптационные способности и малое желание выражать недовольство экономической политикой властей в публичной сфере, особенно путём участия в протестных акциях.

-  Какие данные исследований лично вы оцениваете как наиболее значимые с точки зрения каких-либо изменений? Или отсутствия изменений и потому значимых? Чем вообще знаменателен 2015г.?

- Во-первых, бросается в глаза явная отстранённость  общественности от принятий решений в Беларуси и отсутствие чувства причастности к общественно-политическим событиям в стране. Спрашивая о наиболее важном событии года и при этом не предлагая конкретных ответов, большинство  респондентов затрудняется что-либо ответить.

Во-вторых, президентские выборы, судя по данным опроса, стали безыинтересным для общества событием. За ходом кампании внимательно следила лишь четверть населения, ещё четверть не следила вовсе, половина – немного.

В-третьих, в 2015-ом г. среди белорусов явно доминировали (около двух третей населения) про-российские геополитические ориентации. А ведь ранее  доли населения, выступающие за более плотную интеграцию с ЕС и с Россией были примерно равные.

- В презентации приведены любопытные данные  в отношении протестных настроений - вы говорите, что только 12,2 % населения верят в возможность массовых протестов против снижающегося уровня жизни. Можно ли сравнить эту цифру с данными прошлого года, если таковые есть? Как вообще оценить эту цифру правильно?

- 12,2% респондентов считают, что в городе проживания вполне возможны массовые выступления против роста цен и падения уровня жизни. Эта цифра показывает оценку вероятности протестов самими белорусами. Что касается собственно показателя протестной активности, то лишь 6,3% респондентов в начале октября проошлого года были готовы принять участие в демонстрациях по экономическим причинам. Примерно такие же цифры были и год назад. Если же посмотреть на протестные настроения по группам населения в зависимости от вида занятости, то наибольшими в последнем квартале они были среди самозанятых предпринимателей – очевидно, в связи с Указом №222.

- В начале отчета написано, что ухудшение экономического благосостояния не отражается на протестных настроениях - значит ли это, что эти цифры не меняются?

- Эти цифры, конечно, постоянно меняются – как поквартально, так и ежедневно, то в большую, то в меньшую сторону. Но меняются совсем незначительно, потому мы и говорим, что увеличения не происходит.

- Если всё же попытаться оценить данные цифры в контексте распространенных утверждений о толерантности белорусов, это все-таки много или мало? Вот в Польше сегодня практически  регулярно  проходят демонстрации - 23 января вышло около 200 тыс. человек. Поляки, правда, борются за демократию. У нас 6,3% готовых принять участие в демонстрациях, правда, против роста цен –т.е., больше 500 тыс.человек.  Это много для Беларуси?

- Следует очень осторожно сравнивать цифры протестных настроений и массовости протестных акций в разных странах в различных общественно-политических и экономических обстоятельствах. В Польше был конкретный повод к протестной акции, активизировавший около 200 тыс. жителей страны. Учитывая 2 млн. населения в Минске и несколько большие протестные настроения, чем в среднем по стране, примерно такое же число жителей столицы в последнем квартале 2015 г. выражали готовность принять участие в протестных акциях по экономическим причинам. Однако это чисто гипотетическое измышление, поскольку вербальная готовность принять участие и проведение большой протестной акции в реальности - две большие разницы.

Для сравнения, в мае 2013г. 25,5% украинцев считали (опрос Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» http://dif.org.ua/ua/publications/press-relizy/protestni-nastroi-v-uukraini.htm ), что в ближайшее время в их местности могут случиться массовые протесты в случае ухудшения жизни или с целью защиты своих прав и свобод. Тогда же выражали готовность лично принять участие в протестных акциях 25% украинцев. Видно, насколько показатели протестных настроений среди украинского населения в первой половине 2013-го г. превышают современные показатели в Беларуси.

- В отчете приводится еще одна интересная цифра: реформ ожидает 34% опрошенных.  Но каких реформ - в отчете не расшифровано. Что респондент вкладывает в слово "реформы"? И если всё же есть ожидание реформ, то это не такая уж "адаптация без границ"?

- Именно в данном опросе действительно не было уточняющих формулировок про понятие реформ. Однако одним из предлагаемых вариантов ответа на вопрос было усиление роли государства в экономике. Можно полагать, что учитывая это, большинство респондентов под реформами понимали, соответственно, уменьшение роли государства в экономике и подразумевали именно либеральные реформы. При этом можно вполне себе ожидать либеральных реформ, но не проявлять протестных настроений в их отсутствие. То есть, разница в цифрах «про-реформенного» населения и готовых протестовать по экономическим причинам не есть чем-то удивительным.

- Среди наиболее важных проблем респонденты отмечают исключительно экономические и социальные проблемы - рост цен, безработица и т.д. В перечне нет, скажем так, гражданских позиций - свобода слова, права человека. Этих позиций изначально не было или их не называли? Спрашиваю опять-таки с учетом протестов в Польше - 10 февраля прошла уже пятая акция, на этот раз  в защиту Конституции. Волнуют ли белорусов такие категории? 

- Варианты ответов относительно гражданских и политических прав и свобод предлагались по ряду вопросов. Например, выбирая наиболее острые проблемы, стоящие перед жителями страны - дезинформацию общества о происходящем в стране, произвол государственной власти и коррумпированность власти выбрали, соответственно, 12,1%, 7,8% и 9,0% респондентов (позволялось выбрать несколько ответов). 

- 57,7% респондентов ответили, что президентские выборы совершенно не изменят их жизнь - т.е., эту цифру можно оценить как признак той самой стабильности? Или равнодушия? Или чего? 

- Это правильней увязать не с понятием стабильности или равнодушия, а отрешённостью большей части населения от общественно-политических событий в стране, с потерей обратной связи между населением и государственными органами власти и с отсутствием чувства причастности к принятию решений в родной стране. В целом, это удручающий показатель развития общественно-политической ситуации в государстве.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: