Денис Мельянцов: Ни о каком возвращении в Европу речь не идёт

24 мая 2016
Юрий Дзенич, Thinktanks.by
Политика

Двойной визит белорусского руководителя – очень удачная демонстрация нормализации отношений с Западом и сигнал остальным странам ЕС о том, что Лукашенко больше не изгой.

Символический визит Александра Лукашенко в Италию и Ватикан, состоявшийся 20-21 мая, достиг своих целей. Белорусский руководитель продемонстрировал выход Беларуси из международной изоляции.

Так оценивает прошедшую поездку Лукашенко на Апеннинский полуостров старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов.

- Первый визит после отмены санкций Евросоюза Александр Лукашенко нанес в Италию и Ватикан. Каковы результаты поездки?

- О какой-то конкретике вряд ли можно говорить. Главная задача визита, безусловно, -  продемонстрировать выход Беларуси из изоляции. Это был символический визит и в этом смысле он своих целей достиг.

- Многие эксперты изначально говорили о символическом характере визита белорусского руководителя: возвращение «последнего диктатора Европы» в цивилизованный мир лежит через Ватикан. Удалось ли Лукашенко попасть в Европу через «черный ход»?

- Это уже не чёрный ход, а вполне себе парадный, имея в виду, какой политический и символический вес на международной арене имеет Святой Престол. В ходе встречи Понтифик сказал о миротворческой роли Минска, чем фактически поддержал и благословил политику, проводимую Лукашенко. Это дорогого стоит.

Кроме этого, белорусский президент провёл встречу с президентом Италии – страной-основательницей ЕС, которая имеет значительное влияние на брюссельскую политику.

Поэтому, справедливо будет сказать, что этот двойной визит – очень удачная демонстрация нормализации отношений с Западом и сигнал остальным странам ЕС о том, что Лукашенко больше не изгой.

- В большой политике принято отвечать визитом на визит. Лукашенко пригласил с визитом в Беларусь Папу Римского - стоит ли ожидать ответного визита?

- В отношении дипломатии Ватикана принцип взаимности не всегда работает. Аудиенцию у Папы получают многие лидеры государств, Понтифик не может им отказать. Но это не означает, что Папа обязан совершать ответные визиты вежливости, особенно в те страны, где не присутствует интерес Святого Престола. В Беларуси есть такой интерес – о конкордате Римско-католической церкви с белорусским государством речь шла давно. Но, как говорится, есть нюансы. Например, Беларусь является канонической территорией Русской православной церкви. Однако миротворческая роль Минска и недавняя встреча Папы Франциска с Патриархом Московским, несколько увеличивают вероятность приезда Понтифика в нашу страну.

- Чем является для официального Минска европейский вектор? Учитывая сильную экономическую и политическую зависимость Беларуси от России, можно предположить, что Минск идет на Запад в поисках того, чего не может дать РФ, - за кредитами и инвестициями.

- Это так. Но не только за этим. Есть понимание, что новые технологии и ноу-хау есть только на Западе, а никак не в России. Есть желание сбалансировать свою внешнюю политику путём нормализации отношений с ЕС и США. Это усиливает наши переговорные позиции в отстаивании национальных интересов в спорах с Москвой. Кроме того, ряд европейских стран являются весьма поучительным примером экономических трансформаций, опыт которых можно перенять.

- Как белорусские власти могут разыгрывать «европейскую карту» во внутренней политике, особенно в канун парламентской кампании?

- Белорусским властям нет никакой нужды разыгрывать европейскую карту во внутренней политике. Скорее, наоборот – будет разыгрываться карта выборов и либерализации для того, чтобы поддерживать процесс улучшения отношений с Евросоюзом. Парламент в Беларуси – это не тот орган, ради которого власти готовы вкладываться в какие-то масштабные пропагандистские кампании.

- Насколько устойчив и долгосрочен тренд на возвращение в  Европу?

- Ни о каком возвращении в Европу речь не идёт. Пока что мы наблюдаем нормализацию отношений – то есть приведение их в нормальное состояние после периода отчуждения. Нормализация эта достаточно устойчива, во-первых, потому, что президентские выборы прошли, и риски серьёзно испортить отношения из-за подавления оппозиции, например, сейчас минимальны; а во-вторых, уже наработана обширная повестка дня двусторонних отношений, которая медленно, но реализуется. Стороны постепенно учатся доверять друг другу. И стараются избегать болезненных вопросов и резких ходов. Поэтому можно говорить, что восстановление отношений с ЕС – это долгосрочная тенденция.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: