В ближайшее время Евросоюз упрощает визовый режим, но Беларусь по-прежнему — особый случай

26 мая 2016
Общество

Новый Визовый кодекс ЕС будет принят в ближайшие полгода-год, главное условия для получения всех благ закона — соглашение о реадмиссии.

О ситуации с односторонним упрощением визового режима Евросоюза для всех третьих стран на круглом столе «Упрощение визового режима как способ увеличения туристического потока — миф или реальность?» в Минске рассказал эксперт в области визовой политики Андрей Елисеев.

Процесс одностороннего упрощения визового режима ЕС начался с предложения законопроекта Европейской комиссией в 2014 году, сейчас он подходит к своему завершению. Беларусь — единственная восточноевропейская страна, граждане которой вынуждены уплачивать стандартный визовый сбор в размере 60 евро, тогда как все другие страны уже имеют работающие соглашения об упрощенном визовом режиме, более того, Молдова два года назад получила безвизовый режим, в ближайшие месяцы этого могут удостоиться также Украина и Грузия.

В 2010 году был принят Визовый кодекс ЕС, который гармонизировал визовые правила для различных консульств, но некоторые очевидные проблемы с визовыми процедурами остались. В 2014 году Европейская комиссия проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что есть три комплекса проблем с визовыми правилами для иностранных граждан.

Во-первых, это в целом чрезмерно обременительная и долгая процедура получения шенгенской визы. Во-вторых, консульства стран ЕС не в достаточной степени имеют географическое покрытие, в некоторых странах гражданам приходится ехать в соседнюю страну, чтобы подать документы на визу в компетентном для рассмотрения визового случая консульстве. В-третьих, законодательство ЕС не позволяет находиться в шенгенской зоне более чем 90 дней в 180-дневный период. То есть путешественникам из других стран приходится либо довольствоваться шенгенской визой, которая позволяет находиться полгода в течение годового периода, либо получать вид на жительство в стране ЕС, что не всегда возможно, если речь, например, идет об артистах, работниках цирковой сферы, которые регулярно путешествуют из одной страны в другую и не имеют возможности получить такой вид на жительство.

Отвечая на эти три основные проблемы, Европейская комиссия в 2014 году предложила законопроект, который бы упростил визовые правила и процедуры для всех иностранных государств, в том числе для Беларуси. Еврокомиссия ссылалась в основном на экономические бонусы: более простые правила визовой процедуры позволили бы большему количеству туристов, студентов, бизнесменов бывать в Европейском союзе, что могло бы принести в случае упрощения визовых правил дополнительные деньги в европейскую экономику и поспособствовать созданию рабочих мест в сфере туризма и смежных областях.

Еврокомиссия предлагает ускорение процесса получения визы, отмену обязательной медицинской страховки, упрощение визовых правил для частых путешественников, введение так называемой гастрольной визы, которая позволяла бы находиться в шенгенской зоне некоторым категориям визовых заявителей более чем 90 дней в 180-дневный период.

Кроме этого Еврокомиссия предлагала упростить форму визового заявления, позволять подавать заявку онлайн для тех, кто уже внесен в визовую информационную систему Шенгена без личного присутствия в консульстве. Также ЕК предложила разработать схему получения визы прямо на границе ЕС для определенных категорий заявителей в исключительных случаях.

В марте 2016 года Европарламент завершил работу по законопроекту и предложил свое видение его, в апреле Совет ЕС — свое видение, которое во многих важных пунктах расходится. Процесс рассмотрения законопроекта находится на финальной стадии, сейчас ЕП и Совет ЕС уже между собой согласовывают компромиссную версию.

Из доступных вариантов документов евродепутатов и евроминистров можно примерно представлять, какие в ближайшее время планируются упрощения для иностранных граждан, в том числе для граждан Беларуси.

Самое важное — это упрощение для частых путешественников. Те частые путешественники, которые зарегистрированы в информационной системе Шенгена, и которые не имели ранее проблем с миграционным законодательством, будут получать визу сроком действия на 3 года. Это, пожалуй, важнейшее достижение будущего закона, отмечает Андрей Елисеев. Но есть некоторые различия в видении статуса частого путешественника со стороны евродепутатов и евроминистров. ЕП предлагает такой статус для лица, которое имело 3 шенгенские визы в течение предыдущих 30 месяцев перед визовой заявкой либо одну многократную, Совет ЕС более строгий — для такого статуса он требует 3 визы в течение предыдущих 24 месяцев либо одну многократную со сроком действия как минимум 1 год в течение 3 лет перед визовой заявкой.

ЕП не вводит каких-то дополнительных условий, Совет ЕС увязывает упрощение с наличием соглашения о реадмиссии между страной гражданства и Европейским союзом. И вот тут возникает проблема для Беларуси — наша страна до сих пор не имеет соглашения о реадмиссии. Переговоры по этому вопросу до сих пор продолжаются в пакете с переговорами об упрощенном визовом режиме.

ЕП также предлагает учредить гуманитарную визу, которую потенциальные беженцы могли бы запрашивать в любом консульстве или посольстве страны ЕС.

Также ЕП более либерален по поводу онлайн-заявок. И в своей версии документа настаивает на том, чтобы все консульства и посольства стран ЕС вводили такую систему.

Туристическая виза, по мнению ЕП, должна предусматривать нахождение лица 12 месяцев в течение 15-месячного периода, но не более чем 90 дней в 180-дневный период в одной стране ЕС.

ЕП предлагает визовый сбор в размере 40 евро вместо 60-и для добросовестных путешественников и для граждан тех стран, с которыми подписано соглашение о реадмиссии.

ЕП предлагает отмену визового сбора для лиц до 18 лет.

«Важно понимать, что поскольку Беларусь постоянно затягивала принятие процедуры упрощения визового режима, то может наступить довольно комичная ситуация в последующие полгода-год: Беларусь наконец подпишет соглашение об упрощении визового режима и одновременно вступит в действие новый Визовый кодекс ЕС, который и без этого соглашения предоставлял бы белорусам примерно такие же упрощения, - отмечает Андрей Елисеев. - Но все же необходимо договариваться о реадмиссии, потому что даже в случае вступления в силу одностороннего упрощения визововых процедур со стороны ЕС все-таки необходимо действие соглашения о реадмиссии».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: