У Беларуси и Украины существует много проблем. Элиты их признают. Но решают по-разному.
На минувшей неделе в Киеве прошла презентация исследования Института мировой политики «Аудит внешней политики: Украина-Беларусь». Проживающий в Украине белорусский аналитик Игорь Тышкевич выступил на данном форуме с докладом «Беларусь и Украина: время реформ», в котором сравнил ситуацию в двух странах, показал сильные и слабые стороны в различных сферах, а также проанализировал необходимость проведения в них преобразований. Сегодня Thinktanks.by предлагает выдержки из данного доклада Игоря Тышкевича.
Реформы в Беларуси и Украине
Сегодня и в Беларуси и в Украине говорят о реформах. Минск не особо любит слово «реформирование», заменяя его близкими по значению. Тем не менее обе страны вынуждены будут меняться. Альтернатива — окончательное превращение в страны третьего мира. Территории без намёка на субъектность.
Мир переживает очередную глобальную смену системы взаимодействий. То, что успели окрестить «четвёртой индустриальной революцией». Беларусь и Украина могут в ближайшие годы войти в число стран, перешедших к экономике знаний. Предпосылки к тому есть. Есть и угрозы — то, что мешает. То, над чем нужно работать. Выделил несколько базовых пунктов:
· Примитивизация экономик и скатывание на сырьевые рынки
· Чрезвычайная энергозатратность экономик
· Зависимость от ресурсов соседних государств
· Углубления разрыва между государствами по уровню развития науки и наличия технологий для производства новой продукции
· Постсоветская система принятия решений. С национальными особенностями: от олигархического консенсуса до фактически отсутствия структурированных групп влияния
· Кадровый голод. Ограничения в работе социальных лифтов и слабый потенциал кадрового резерва старых элит
· Демографические проблемы: провалы в возрастно-половой пирамиде и тренд к депопуляции
Всё это мешает развитию.
Энергозатратность экономик
Данный график показывает количество килограмм условного топлива, которые необходимы для производства 1 доллара ВВП. Увы, и Беларусь и Украина находятся в ужасном состоянии. Превышение над среднеевропейским уровнем составляет 2,1 и почти 6 раз соответственно.
Такой уровень эффективности лишает страны необходимых ресурсов на развитие. Они, фигурально выражаясь, вылетают в дымовую трубу. Приведение энергозатратности хотя бы к уровню соседей из ЕС даст колоссальную экономику денежных средств, времени, людских ресурсов. Ведь энергоэффективность — не только отопление домов и промышленность. Это в том числе оптимальная логистика, транспортная инфраструктура. И, в некоторых случаях, даже бюрократические проблемы — уменьшение временных затрат на те или иные процедуры.
Уровень сложности экономик
Для наглядности взял инструментарий «Атласа сложности экономик» от Гарвардского университета. Точки на диаграмме — технологии и знания. Рёбра графа — связи между ними. В правой части слайда показано «товарное пространство мировой экономики». Технологии и продукты на графе.
Выше — таблица индекса сложности экономик для нескольких государств. Сразу замечу, что сложность мировой экономики растёт. И чтобы даже оставаться на месте — сохранять показатели индекса и «место в рейтинге» необходимо развиваться.
Динамика не самая худшая. И Беларусь и Украина более-менее успешно сохраняют позиции развитых государств со сложной экономикой. Чего не скажешь о России, которая по уровню сложности скатилась к примитивизму — типичному «сырьевому» бизнесу.
Для большей наглядности дал графики по трём странам за несколько лет (левая часть диаграммы).
Мы имеем хорошие условия для старта. Но условия и возможности пока не является успехом.
Наука
Сразу оговорюсь, что существует несколько способов оценки эффективности научной работы в странах. Ни один из них нельзя назвать идеальным. Количество научных работ в мире за последнее десятилетие выросло в разы. В Беларуси и Украине не более чем на 50%. При этом наши соседи — поляки, чехи, словаки имеют динамику от 200 до 600%. Некоторые страны за этот же период времени можно сказать создали с нуля свою науку. Так, например, Саудовская Аравия.
Белорусы и украинцы гордятся тем, что в мировых рейтингах ВУЗов появились по 2-3 «наших» университета. В четвёртой сотне. Саудиты тоже могут гордиться. Их ВУЗы во второй-третьей сотне рейтинга.
Таким образом, если оставить сферу науки в том же состоянии — технологическое отставание от развитых стран будет непреодолимым.
Подходы к реформам
Тут уместно будет вспомнить ранее озвученный перечень проблем. И белорусские и украинские элиты признают каждую из них. Но вот подходы к изменениям отличаются.
Украина идёт путём изменения государственной системы принятия решений и системы кадровых лифтов. Что, по замыслу правительства может стать причиной изменений в экономической области и основой дальнейшего развития. Поэтому среди проблемных областей в качестве приоритетов выбраны:
· Зависимость от ресурсов соседних государств
· Постсоветская система принятия решений. С национальными особенностями: от олигархического консенсуса до фактически отсутствия структурированных групп влияния
· Кадровый голод. Ограничения в работе социальных лифтов и слабый потенциал кадрового резерва старых элит
В Беларуси ситуация иная. Допустить политические изменения в стране уже сегодня... На такое Лукашенко вряд ли пойдёт. Однако понимая тупиковость эксплуатации постсоветской модели, он согласен с необходимостью реформ. Неудивительно, что в качестве приоритетов выбраны в первую очередь вопросы экономики. Изменение системы экономических отношений меняет страну. И может привести к изменениям и политической системы в будущем. Таким образом приоритеты в выборе проблем для решения иные. Иной и список:
· Примитивизация экономик и скатывание на сырьевые рынки
· Чрезвычайная энергозатратность
· Углубления разрыва между государствами по уровню развития науки и наличия технологий для производства новой продукции
· Кадровый голод. Ограничения в работе социальных лифтов и слабый потенциал кадрового резерва старых элит
Я не буду судить чей подход более оправдан. Это тема долгой дискуссии. Однако разные приоритеты и разные подходы при понимании важности всех тем дают то, ради чего стоит разговаривать — возможности для совместной работы.
Перехожу к возможностям, которые создаются благодаря изменениям в Беларуси.
Кадры
Когда говорят о реформах в Беларуси, часто вспоминают вопрос кадровой политики. А так же указывают, что в стране всё замыкается на одного человека. Во многом согласен. Но тем не менее за каждую сферу есть свои ответственные. К словам некоторых прислушиваются. А часть чиновников да и целых ведомств выполняет декоративную роль — просто чтобы были. Ну или роль исполнителей.
Не так давно я создал простую схему групп влияния на процессы в стране. И обозначил ключевых игроков. Тех, кто реально имеет вес. И чьё слово хоть что-то значит.
Далее отметил цветом (красным) лиц, кто так или иначе выступал за реформирование страны. И, что самое главное, чьи слова находили отражение в государственной политике.
Далее просто предлагаю посмотреть на цветовую гамму. И всё станет понятно. Реформирование (или изменения) в экономической сфере более чем вероятны. А вот политическая система, скорее всего, останется той же.
Кадровый голод
Украинский опыт показал, что эффективных менеджеров в высших эшелонах власти мало. Необходимы те, кто будет реализовывать политику на местах. С этим и в Беларуси и в Украине проблема. Социальные лифты не работали должным образом несколько десятилетий.
Ниже я привожу основные направления, по которым идёт Беларусь.
Первая задача — улучшение качества управленцев уже сейчас. И создание предпосылок для обновления кадров. Тут, надо отметить, в Беларуси происходят интересные процессы. Вот лишь несколько из них:
· Программа МОСТ – 1500 стажировок представителей бизнеса, исполнительной власти, специалистов в странах ЕС на протяжении 2016-2017 гг.
· Бизнес-образование для ключевых исполнителей «вертикали власти» становится если не обязательным, то желательным.
· Подключение к обсуждению вопросов развития страны экспертного сообщества. В том числе тех, кого недавно государственная пропагандистская машина записывала в категорию «пятой колонны»
· Реформа (изменения) структуры местных органов исполнительной власти.
Эти шаги позволят провести начальный этап преобразований. Однако их недостаточно для обеспечения процесса изменений в долгосрочной перспективе. Поэтому в планах правительства есть ещё несколько пунктов:
· Принята концепция реформы бизнес-образования в Беларуси до 2020 года. В том числе определены ожидаемые количественные показатели — до 1500 специалистов с дипломом МВА ежегодно
· Анонсирована реформа структуры местных органов власти с переходом на принцип открытых конкурсов для кандидатов
· Привлечение советников, консультантов к работе центральных и местных органов власти
Подходы к реформированию в Беларуси
Стоит заметить, что монополизация власти позволила провести в Беларуси несколько болезненных изменений в социальной сфере. Это не реформы. Но данные шаги могут создать хорошие предпосылки для быстрейшего реформирования страны. Речь идёт о сокращении, если можно так сказать, «социального пакета» от государства. В частности:
· Ликвидирована значительная часть социальных гарантий (выплаты, льготы). Процесс идёт с 2010 года.
· Увеличен пенсионный возраст (и анонсирована дальнейшая работа в этом направлении)
· Сделаны первые шаги по переходу к индивидуально-накопительной пенсионной системе
Второе направление — изменения подходов к управлению экономикой. Среди ключевых я бы отметил:
· Определение приоритетных направлений развития беларуской экономики и декларация о переходе к экономике знаний.
· Завершена подготовка к запуску рынка земли. Бывшие владельцы (крестьяне) за счёт добровольного голосования по реформированию Колхоз-СПК-ОАО фактически отказались от права на землю и средства производства.
· Переход од директивного к индикативно-сценарному планированию в экономике (уже действует прямой запрет на применение директивных методов в ключевых отраслях)
· Демонополизация энергетики и сферы ЖКХ
· Анонсирован секторальный и кластерный подход к государственной поддержке экономики
Это уже даёт возможности для совместных проектов. И в том числе участия Украины в процессах, идущих в Беларуси. Энергетика, сельское хозяйство, совместные предприятия в приоритетных для Минска отраслях. Такие проекты реальны и могут быть выгодны обеим странам.
Шаги, меняющие Беларусь
Я перечислю несколько мер, предусмотренных планом правительства Беларуси на 2016-20 годы. Это документ «для исполнения». Каждый пункт в той или иной мере меняет систему взаимоотношений в стране. И по каждому можно найти темы для совместной работы двух стран:
· Передача государственного имущества местным органам власти. В том числе с правом разгосударствления
· Переход к местной власти активов государственных компаний. И, в том числе дохода по акциям.
· Расширение количества «электронных услуг» и переход к «электронному правительству»
· Проведение через «управляемое банкротство» убыточных предприятий АПК и допуск в сельское хозяйство иностранного капитала
· Переход «в отдельных районах» к частной собственности на землю. И, что важно к хуторской системе расселения населения
· Система государственно-частного партнёрства. Вместо старой традиции «добровольно принудительной помощи» вырабатываются универсальные подходы.
· Полноценная административно- территориальная реформа, которая будет проводится на основании создавшихся «региональных экономических систем»
И, наконец, говоря о сотрудничестве между Беларусью и Украиной не стоит забывать о взаимной выгоде и колоссальных перспективах. Для примера дам простые слайды на основе того же атласа сложностей экономик.
В атласе сложностей экономик я свёл вместе экспорт Украины, Беларуси и соседних стран с уровнями естественного конкурентного преимущества.
Первое, что бросается в глаза — экспортные группы стран дополняют друг друга. Конкурентный позиций очень мало. Второе — потенциал такого регионального сотрудничества.
Поэтому можно жаловаться на трудности. А можно, удаляя препятствия работать ради выгоды своих стран. Это может дать результат.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.