Справится ли белорусский бизнес с безработицей?

01 июля 2016
Анастасия Беленькая, Завтра твоей страны
Экономика

Сколько свободных рабочих мест может предложить малый и средний бизнес, и что для этого должно сделать государство.

Белорусские предприятия седьмой месяц подряд активно увольняют работников.  По данным официальной статистики, только в мае организации попрощались с 62,5 тысячами человек. И эта тенденция, по оценкам экспертов, будет только усиливаться, пишет Завтра твоей страны.

Власти заговорили о необходимости создания новых рабочих мест.  Одним из путей решения этой проблемы премьер-министр Андрей Кобяков назвал «раскрепощение деловой инициативы».

Оправдаются ли надежды правительства создать новые рабочие места в сфере малого и среднего бизнеса и что может предложить  сам бизнес?

Виктор Маргелов: Мы можем и намного больше 50 тысяч

По мнению сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательстваВиктора Маргелова, сегодня для бизнеса ситуация с созданием рабочих мест намного сложнее, чем даже несколько лет назад.

— Еще 3-4 года назад мы могли сказать: дайте нам относительно недорогие кредиты, и мы сами тут создадим места и будем развивать бизнес. Сегодня же стоит вопрос пакетного подхода. Проблем накопилось достаточно много, и не решив основные, создавать рабочие места бизнес  не станет.

Основная глобальная проблема – падение потребительского спроса в стране.

— Условно говоря, рабочие места в торговле можно получить, если создать производственные места в этом же маленьком городке. Создавать больше торговых мест, когда зарплаты больше не стали — глупо, потому что мы сразу ухудшаем положение тех, кто работает в торговле, — отмечает эксперт.

Для бизнеса существуют также проблемы кредитования и неплатежей.

— Именно поэтому вопрос необходимо решать комплексно. Сейчас идет работа над стратегией развития предпринимательства на 2017 год, где будет конкретно написано, кто будет создавать, что будут создавать и что нужно для этого, в том числе и от государства: какие ресурсы, какие деньги и какие могут быть льготы, — перечисляет Виктор Маргелов.

Только решив эти вопросы, можно дальше говорить о создании новых рабочих мест.

— Все зависит от ресурсов, которые государство способно концентрировать  в этом направлении, — отмечает Виктор Маргелов. — Понятно,  что предприниматели могут даже в течение года создать намного больше рабочих мест, чем те 50 тысяч, о которых говорят власти. И создаваться они могут практически в любых направлениях. Но при условии, что будут решены основные проблемы и предоставлены реальные ресурсы.

Ярослав Романчук:  Мы скоро увидим самые негативные последствия, когда 800 тысяч рабочих мест окажутся лишними

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчукотмечает, что состоянии рынка труда в Беларуси сегодня критичное.

— Согласно оценке существующей занятости, около 800 тысяч рабочих мест считаются лишними. Вопрос о том, насколько быстро буду проходить структурные реформы, создаваться благоприятные условия для создания бизнеса, раскрепощаться та самая деловая инициатива, в том числе существующие предприятия, стоит очень остро.

Между тем экономист скептически оценивает перспективы. 

— Всебелорусское народное собрание не дало отмашки по улучшению делового климата и  решению острых проблем. Бизнес кошмарят, бизнес проверяют, штрафуют, товары конфисковывают. Рост числа суицидов, нервных срывов, банкротств и вывоз капитала — вот результат этой работы, — говорит Ярослав Романчук.  

Экономист считает, что, несмотря на заявления властей, ни по финансовым возможностям, ни по доступу к ресурсам, ни по регуляторной нагрузке улучшения никакого нет.

— И мы скоро увидим самые негативные последствия, когда вот эти 800 тысяч лишних рабочих мест окажутся  реально лишними и люди останутся без работы, а бизнес, который мог бы создавать рабочие места, не сможет ничего предложить. Потому что будет вынужден ждать, пока правительство осознает, что нужно идти навстречу, а не делить шкуру неубитого медведя в виде государственного имущества, в виде тех отдельных наивных инвесторов, которых могут сюда заманить, — отмечает эксперт.

По мнению экономиста, сегодня белорусский бизнес работает в неравных условиях по сравнению с иностранными инвесторами.

— Если наши власти хотят кого-то ублажить, заманить в Беларусь, то все мы прекрасно знаем, какие льготы и преференции они предоставляют. Вот я хотел бы, чтобы для белорусского предпринимательства были такие же льготы, как в «Великом камне», либо те, которые предоставили арабам при покупке земли.  Не надо унижать своих, перенося груз регуляторной налоговой нагрузки на них, — говорит Ярослав Романчук.

А между тем именно бизнес мог бы стать серьезной опорой в создании новых рабочих мест. Причем экономист уверен, что за десятилетие создать миллион рабочих мест вполне реально.

 — Когда я анализировал емкость рынка труда стран, которые сделали системные реформы — эта цифра достигала 25-30% рабочей силы, — говорит Ярослав Романчук. — То есть если мы начнем системные реформы по всем фронтам, то в течение 5-7 лет создать полмиллиона рабочих мест совершенно реально. А за десятилетие тот миллион, о котором я говорил еще в 2010 году. Но, подчеркиваю, это должен быть четкий системный подход со своей очень хорошей пробизнесналоговой системой, регуляторной системой, полноценной интеграцией в финансовые рынки.

Основной вопрос, который сегодня мучает белорусских предпринимателей и инвесторов: где взять деньги на ведение бизнеса?

— Во многих странах мира банки сами платят деньги на то, чтобы кредит взяли, а у нас ставки в рублях составляют 20-30%. Понятное дело, что это несуразица, которая должна быстро ликвидироваться в случае интеграции Беларуси  в финансовые рынки. А интегрироваться очень просто: например, легализовав мультивалютность, чтобы легальными валютами у нас были не только белорусский рубль, которые не выполняет все фундаментальные функции, а и российский рубль, доллар, евро и другие деньги, которыми давно пользуется население мира, — заключает Ярослав Романчук.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: