Владимир Ковалкин: Зомбирующая экономика — один из самых вероятных вариантов ближайшего времени

26 июля 2016
thinktanks.by
Экономика

Жесткая денежно-кредитная политика Нацбанка и традиционные действия правительства могут привести к очень неприятному результату.

Кризис в финансовой системе Беларуси — не за горами, полагает эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин.

«Жесткая денежно-кредитная политика Национального банка — логична и правильно вписывается в пакет мер по стабилизации нашей экономики. Но имеет и обратную, весьма неприятную сторону для белорусских предприятий. Последние и так работают в условиях постоянно сокращающегося спроса на свою продукцию (падение российского рынка), кроме того, свою лепту вносит низкая конкурентоспособность и неэффективный менеджмент, - говорит в интервью thinktanks.by Владимир Ковалкин. - Есть проблемы с ростом кредиторской задолженности. Требуется рефинансирования старых долгов, при этом уже нет господдержки, которая позволяла покрывать накапливающиеся убытки. Кроме того, вместе с экспортом падает и валютная выручка от реализации продукции. И все это происходит на фоне больших курсовых разниц, возникших из-за высокого объема ранее привлеченных валютных кредитов».

В среднем по экономике объём проблемных кредитов вырос за год в номинальном выражении в 2 раза. В строительстве, например, рост составил 3,1 раза, в промышленности — 1,7, в сельском хозяйстве — в 2,5 раза.

Россия же по-прежнему занимает у около половины всего белорусского экспорта, «несмотря даже на то, что он упал по некоторым отраслям до 40%». Кроме того, падение цен на нефть повлияло на основную статью экспорта в Европейский союз — продукты нефтепереработки, выручка от продажи калийных удобрений также сократилась — все из-за того же падения цен на энергоносители.

По словам Владимира Ковалкина, у правительства есть два варианта действий.

«Вариант первый, традиционный для белорусской экономики: устроить денежную эмиссию, раздать их предприятиям — и получить очередной кризис, очередную девальвацию. Знакомая уже, к сожалению, схема для нас — за последние 10 лет такой прием применялся не менее трех раз. Второй вариант предполагает продолжение жесткой денежно-кредитной политики, что означает фактическое банкротство до половины госпредприятий в ближайшие год-два. То есть они не смогут обслуживать кредиты банков из-за отсутствия финансов, не смогут платить по долгам своим кредиторам, расплачиваться за поставленную продукцию, за энергоносители, соответственно пойдут проблемы с уплатой налогов и выплатой зарплат», - отметил эксперт.

Разумно предположить, что правительство постарается избежать нового шока от девальвации и выбирает вариант с продолжением жесткой денежно-кредитной политики. Тут тоже есть несколько сценариев белорусской экономической драмы. «Первый, это банкротить предприятия, отпускать людей с этих предприятий, улучшать социальную политику, увеличивать пособия по безработице. Но это уж совсем нетрадиционный сценарий для нашего правительства. Второй, условно назовем его более хитрым, предполагает передачу банкам за долги части предприятий. По сути, это такая скрытая приватизация нашей экономики. То есть банки получают эти неликвидные, проблемные активы, государство отдает свою головную боль белорусским банкам. Но такой сценарий также не очень вероятен, потому что у него очень серьезные политические последствия — это отход от нашего старого, скажем так, социалистического подхода к экономике, президент и правительство теряют главные рычаги влияния на трудовые коллективы. А это почти 1,5 млн. человек, около половины работоспособного населения», - сказал Владимир Ковалкин.

По мнению эксперта, наиболее вероятен третий сценарий, «превращающий государственные предприятия в предприятия-зомби»: «то есть правительство не будет делать ничего, предприятия будут потихоньку «умирать», банкротить их не будут, но и кредиторы, соответственно, никакие долги взыскать не смогут, ведь не будет официальной процедуры банкротства. Правительство и президент сделают вид, что ничего вроде бы и не происходит, на самом деле произойдет не юридическое, но фактическое банкротство. И это худший сценарий из возможных: долги, убытки остаются, но списать их будет невозможно, что может привести к череде банкротств уже среди частного бизнеса и, возможно, даже среди банков».

Эксперт считает, что «все судебные тяжбы, попытки взыскать долги, попытки выставить предприятия банкротами, обжалования решений в вышестоящих инстанциях могут длиться не год, не два, а вполне и пять лет». «Вялотекущая ситуация, когда невозможно взыскать долги, потому что нет официально банкрота, но, с другой стороны, и предприятие работать не сможет, потому что ни поставлять ему продукцию, ни энергоносители никто не будет — кто же свяжется с предприятием, которое не может и не собирается за это все расплачиваться», - сказал Владимир Ковалкин.

Большинству же трудящихся на этих предприятиях, по мнению эксперта, придется искать новую работу, «останется какое-то ядро людей, какая-то часть администрации». «Но в такой ситуации, скорее всего, прямого увольнения не будет — людям настоятельно предложат, допустим, уйти в отпуск за свой счет. То есть официально безработица сильно не вырастет», - считает эксперт.

По мнению Владимира Ковалкина, белорусская экономика «дна еще не достигла, но достигать может еще долго». «Если посмотреть правде в глаза, начать с оздоровления экономики, приступить к санации, к банкротству предприятий, то можно за год-два найти нулевую точку, если же эти предприятия-зомби будут существовать, то вялотекущее угасание экономики может растянуться и на пять, и на десять лет», - заключает Владимир Ковалкин.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: