Господдержка экономики в Беларуси не такая, как в ЕС

28 июля 2016
Экономика

Данный вывод содержится в аналитической записке, подготовленной экспертами Исследовательского центра ИПМ и Немецкой экономической группы (GET).

В отличие от европейских стран, где вся статистика о господдержке доступна для общественности, Беларусь такие данные не публикует. «Реальный сектор экономики Беларуси имеет доступ к обширному списку субсидий и директивному кредитованию, которые предоставляются индивидуально и искажают конкуренцию. Полной статистики по объемам оказываемой поддержки не существует, а ее масштабы и структуру можно оценить лишь частично», — цитирует аналитическую записку "Наша нива".

Еще одна особенность белорусской практики господдержки — это широкое распространение субсидий, которые государство предоставляет предприятиям. По оценкам авторов исследования, если в Беларуси субсидии составляют около 11% от расходов сектора госуправления, то в странах ОЭСР (ОЭСР объединяет развитые страны, признающие принципы демократии и свободной рыночной экономики) — порядка 3%.

Существенные различия есть и в том, как предоставляются общественные услуги и достигаются цели госпрограмм в Беларуси и ЕС/ОЭСР. «Сравнение роли государственной поддержки и государственных закупок показало, что Беларусь в достижении целей социальной и экономической политики в большей мере полагается на подконтрольный и субсидируемый государством сектор экономики», — говорится в документе.

В отличие от Беларуси в экономиках стран ОЭСР «правительство в большей мере выступает заказчиком, а не поставщиком услуг, товаров и работ, которые предоставляются населению в качестве общественных услуг», констатируют экономисты.

В Беларуси же госпрограммы предоставляют преференциальные возможности именно госпредприятиям. «В государственных программах сохраняется преференциальное отношение к государственным предприятиям. Несмотря на то что в законодательстве государственные и частные предприятия наделены равным доступом к государственным программам, именно государственные предприятия в некоторых случаях прописаны в программах в качестве исполняющих организаций», — отмечается в исследования.

Эксперты рекомендуют белорусским властям повысить эффективность госпрограмм за счет «жесткого разделения институтов, ответственных за оценку и выбор предлагаемых мероприятий, от государственных учреждений, непосредственно ответственных за выполнение отдельных государственных программ»


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: