tv2.by

Как белорусские "культурные" законы сочетаются с международными нормами

26 августа 2016
Thinktanks.by
Общество
tv2.by

Насколько белорусское законодательство соответствует Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения?

Ответить на данный вопрос решили сотрудники Центра европейской трансформации (ЦЕТ). Они опубликовали аналитическую работу на основании ранее проведенного Мониторинга реализации Республикой Беларусь Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения.

Как говорится на сайте ЦЕТ, анализ белорусского законодательства в области культуры показал, что, с одной стороны, оно базируется на иных, нежели Конвенция (и другие основные международные документы), представлениях о культуре. При этом в последних разработках (например, Кодекс о культуре) очевидно не систематичное, но заметное приближение к общеевропейским стандартам. Основное различие — это те место и функции в обществе, которые предписываются сфере культуры. Если Конвенция видит в сфере культуры источник развития общества как в экономическом и социальном, так и гуманитарном отношении, то белорусское законодательство видит культуру более узко: в основном, как инструмент решения социальных проблем и воспроизводства общественного устройства. Вторым важнейшим моментом является то, что в документах сочетаются компоненты, как унаследованные от советских установок и форм управления, так и современные европейские нормы. В-третьих, следует отметить, что развитие культуры связано не только с соответствующим законодательством, но и с регулированием таких сфер, как образование, свобода ассоциаций, малое предпринимательство и благотворительность.

Эксперты определили пять измерений культурной политики: условия для культурного разнообразия, влияние культуры на развитие общества, внутренние ресурсы, межкультурное взаимодействие, взаимодействие субъектов культурной политики.

Измерения

Оценка состояния сферы культуры по этим пяти измерениям показала в целом невысокий уровень соответствия Конвенции. Наиболее низкие оценки получили два измерения: 1) влияние сектора культуры на развитие общества и 2) взаимодействие различных субъектов культурной политики. Эти измерения фиксируют остаточный принцип в обеспечении культуры и отсутствие серьезных культурно-политических стратегий развития. Кроме того, эти оценки свидетельствуют о том, что программирование и стратегирование развития культуры пока производится в рамках устаревших представлений о культуре. Несмотря на некоторые изменения в этих представлениях, культура до сих пор не рассматривается как фактор не только экономического, но и социального и гуманитарного. Культура также не рассматривается в рамках идей свободы слова, прав человека и т.д., она по-прежнему ориентирована на удовлетворение потребностей. Культура и культурная политика по-прежнему остаются сферой заботы и ответственности государства, а не областью равноправного партнерства.

«Честные» и «нечестные»

«Наиболее значимым фактором, препятствующим развитию культурного разнообразия, является разделение всей сферы культуры на «лояльную» и «независимую», т.е. существует фактическая подчиненность развития сферы культуры идеологическим и политическим факторам. Этот разлом не обозначен никаким формальным образом, поэтому решения и действия, которые принимаются в соответствии с данным фактором, находятся в неправовой зоне, не могут быть обсуждены в режиме диалога, коммуникации и изменения формальных правовых и деятельностных условий», - говорится в комментарии ЦЕТ.

Ущемление «белорусскости»

Второй важной характеристикой сферы культуры, отмеченной экспертами, является ущемление собственно белорусской культуры как культуры титульной нации. Ее развитие напрямую связывается с отмеченной выше политической нелояльностью, что превращает белорусскую культуру в маргинальную часть (в лучшем случае, в субкультуру) сферы культуры в стране, где в наибольшей мере представлена советская и российская культуры, а также новосозданные образцы постсоветских, но небелорусских норм и ценностей. Эксперты отмечают, что вопросы развития разнообразия не могут быть решены, пока собственно белорусская культура находится в маргинальном состоянии.

Одним из важнейших оснований стагнации сферы культуры является фактическое отсутствие культурной политики как современного общего видения направления развития культуры в контексте представлений о значимом месте этой сферы в развитии общества. Отсутствие стратегии дополняется или взаимосвязано с отсутствием механизмов согласования интересов различных субъектов и практикой формирования таких стратегий.

Развитие культуры связано с НГО

«Возможности развития и перспективы продвижения белорусской сферы культуры связаны с развитием и усилением деятельности негосударственных субъектов в пространстве культуры. Они имеют достаточно высокий потенциал как в отношении новых методов, подходов и идей, так и могут раскрыть дополнительные возможности для привлечения ресурсов в сферу культуры. Для использования этого потенциала необходимо введение более свободных рамок деятельности как для творческих деятелей, общественных объединений, так и для частного бизнеса», - отмечают эксперты.

Итоги пилотного исследования дали возможность сделать ряд выводов и рекомендаций как для государственных органов, так и для гражданского общества. Эти рекомендации лежат в области развития диалога и усовершенствования инструментов совместной оценки и согласования интересов разных акторов. «Важное место в этих рекомендациях занимает и развитие системы оценки и мониторинга, которая является неотъемлемой частью процесса имплементации Конвенции как в Беларуси, так и во всех стран, которые ориентированы на реализацию заложенных в ней ценностей и целей», - говорится в публикации ЦЕТ.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: