Эксперты: Европа готова «купить» даже такие белорусские выборы

12 сентября 2016
thinktanks.by
Политика

Лидия Ермошина на пресс-конференции в Дворце Республики вечером 11 сентября чуть ли не оскорбилась на вопрос о «тихой кампании»: не тихая, а спокойная, спокойная — потому что либеральная.


На уже ночной пресс-конференции стало известно о либеральном для Беларуси прорыве — в парламент прошла оппозиция в лице представительницы Объединенной гражданской партии Анны Конопацкой. Явка же в эту «спокойную, но либеральную» кампанию достигла серьезной величины, по данным ЦИК: 74,32% избирателей.

Доктор политических наук, руководитель действующего в Варшаве Центра политических исследований и прогнозов Павел Усов известен как последовательный сторонник неучастия в этой избирательной кампании, как и в предыдущих. «У оппозиции нет никаких ресурсов для того, чтобы воздействовать на власть», - отметил он в интервью Thinktanks.by. «Безусловно, для власти выгодно участие оппозиции в этом процессе, так как, с одной стороны, это легитимизирует выборы, с другой, играет в пользу выстраивания диалога между Беларусью и Западом. Запад также приветствует участие оппозиции в этой кампании — это упрощает им сотрудничество с официальным Минском и создает благоприятные условия для углубления контактов с авторитарным белорусским режимом. Что касается демократического сообщества, то участие оппозиции в кампании еще более ухудшит ее положение и отразится на всем лагере противников власти, так как это подтверждает неэффективность работы, недееспособность, покажет кризис внутренний, структурный, идейный», - считает Павел Усов.

По мнению политолога, «все лозунги оппозиции вроде «через участие в выборах рассказать, донести до общества, что в Беларуси нет выборов и в стране действует недемократический режим» звучат довольно абсурдно, потому что информирование общества должно проходить вне избирательных кампаний». «Во-вторых, оппозиция в очередной раз оказалась в состоянии неспособности к консолидации, к выработке единой стратегии, фактически, все усилия оппозиции направлены на то, чтобы люди пришли и проголосавали, а результат все-равно будут подсчитывать власти. Фактически, оппозиция, участвуя в выборах, больше себя скомпрометировала, чем создала условия для каких-то других, альтернативных действий», - полагает эксперт.

Социолог, эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований Сергей Николюк замечает: «То, что называется у нас выборами, отличается от действительных выборов главным образом тем, что у нас ведь не кандидаты друг другу противостоят, у нас противники власти противостоят государству».

«Государство выстраивает целый ряд линий обороны. Первая из них — все то, что связано с избирательными комиссиями, их задача — не допустить оппозицию во власть. В этой первой линии — более 70.000 человек. Если она случайно будет прорвана, значит, подключится следующая линия, в том числе силовые структуры и так далее. Поэтому рассуждения «выиграли — проиграли» в нашей действительности — несерьезны. Тут можно выиграть только в том случае, когда государство рассыпается. Как, например, это было в начале 90-х годов», - сказал Николюк.

«Но нужно ли было участвовать в этих выборах противникам власти? Я считаю, что нужно и обязательно. Самая главная проблема белорусского общества, белорусской оппозиции — это неспособность к совместным действиям. Мы можем очень много думать, рассуждать, давать при опросах социологов разумные ответы, но это все — декларации, а вот способность совместных действий — это слабое звено. Поэтому любые совместные действия есть благо. Да, сегодня они не могут дать результатов, но если мы не будем этим заниматься, то никогда не получим этих самых результатов», - подчеркнул Сергей Николюк.

Эксперт Центра Острогорского Рыгор Астапеня считает, что «проиграли те, кто в выборах не участвовал». «Они, фактически, и кампанию бойкота не проводили — просто проигнорировали политическое событие, хотя в Беларуси политические события, безусловно, довольно редкие явления — и при появлении возможности следует ее использовать, - отметил он. - Что касается тех, кто пошел на выборы, то тут довольно сложно сказать, ведь нет ясных критериев — как оценивать, насколько они смогли проинформировать людей, насколько они смогли привлечь к себе новых людей. Но некоторые оппозиционные политики, очевидно, получили какие-то дополнительные баллы. Например, Алесь Логвинец, которого в итоге сняли с гонки, который фактически кампанию не проводил, но участвовал в сборе подписей и осуществлял кампанию ограниченного, скажем так, бойкота. Мне кажется, он выиграл, и это показывает, что выборы все-таки являются некоей возможностью для того, чтобы стать более популярным».

Власти же, по мнению эксперта, получили запланированное. «Тут проще говорить после обнародования полной информации об итогах выборов. Но уже можно сказать, что Запад готов «покупать» то, что сегодня есть в Беларуси с этими выборами. Запад скажет: «Ок, не было полностью того, что мы хотели, но не случилось и чего-то страшного». События накануне выборов — всевозможные визиты еврочиновников, евродепутатов, польских депутатов — показывают, что Запад будет сотрудничать с новым белорусским парламентом», - считает Рыгор Астапеня.

По мнению Павла Усова, «для Евросоюза главное — чтобы выборы прошли тихо и незаметно, как ранее президентские». «Будет в парламенте или не будет оппозиционер — это для Запада вопрос даже не второстепенный», - заключил политолог.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: