Фото с сайта hi-tech.mail.ru

Белорусские госзаказчики не готовы к пользованию услугами белорусских IT-компаний

Фото с сайта hi-tech.mail.ru

Сфера информационных технологий сегодня является одной из наиболее успешных отраслей белорусского бизнеса. При этом работает она в основном на экспорт.

Потребление услуг белорусских IT-компаний внутри страны незначительно. «К сожалению, нет успешных IT-бизнесменов, ориентированных на внутренний рынок», -- заявил в ходе дискуссии на форуме «Расширяя горизонты. Инвестиции, финансы , развитие» известный IT-предприниматель, ментор проектов MSQRD и Maps.me Юрий Гурский.

По словам главы представительства Microsoft в Беларуси Антона Мякишева, «если говорить о мировых трендах, абсолютно все аналитики сходятся в том, что сейчас происходит четвертая индустриальная революция, все бизнесы переживают цифровую трансформацию».

Речь идет о применении  информационных технологий в производстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, которое позволяет добиться значительного повышения эффективности. По мнению Юрия Гурского,  сегодня «любой бизнес становится IT-бизнесом, или умирает. Скоро сортировать овощи по банкам будет искусственный интеллект». Антон Мякишев привел в качестве примера тот факт, что в США фермерские хозяйства используют компьютерный анализ урожайности конкретного участка почвы и в зависимости от его результатов меняют плотность посева семян. А Юрий Гурский рассказал, что сегодня в европейских странах используются технологии, которые позволяют создать овощехранилища, где не портится картошка.

«Белорусская IT-индустрия активно участвует в трансформации мирового бизнеса», -- сообщил Мякишев. При этом белорусские  производственные и сельскохозяйственные предприятия очень мало используют технологии, которые были созданы отечественными компаниями.

Основатель, главный исполнительный директор и президент компании EPAM Systems Аркадий Добкин  поделился мнением, что основная причина, по которой его компания крайне мало представлена на внутреннем рынке – это проблема зрелости белорусских заказчиков. «EPAM готов делать работу здесь, и мы даже готовы работать здесь за меньшие деньги. Но мы не можем ждать решений заказчика неделями, потому что так мы потеряем в 5, в 10 раз больше денег. Когда есть собственники, которые хотят получить результат, они подталкивают к этому свои команды. Мы хотим работать с заказчиками, которые хотят не освоить средства, а получить результаты. Заинтересованный клиент -- это партнер, а не заказчик на высоком стуле», -- считает Аркадий Добкин. Бизнесмен уточнил, что на территорию СНГ приходится 3% бизнеса компании EPAM Systems, что составляет 30-40 млн долларов в год. Он подчеркнул, что успешные проекты компании в России реализуются по заказу крупных частных предприятий.

Большинство участников дискуссии сошлись во мнении, что внедрение IT- технлогий внутри страны напрямую коррелирует с долей частного сектора в экономике.

Юрий Гурский напомнил, что внедрение новых технологий – это всегда риск, а на риск может пойти только мотивированный человек. «Пока не решена проблема того, что колхозами управляют люди, которые знают, что при самых лучших результатах они не будут зарабатывать миллионы, что их дети не пойдут учиться в Гарвард, у них нет стимула рисковать», -- сказал он.

Менеджер по развитию бизнеса компании Google в Беларуси Наталья Коробко привела в пример Болгарию, которая по многим параметрам сопоставима с Беларусью, в том числе по производству ВВП на душу населения. При  этом рекламный рынок там в 3-4 раза больше, чем в нашей стране. «Единственная причина – доля участия государства в экономике», -- подчеркнула Наталья Коробко.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: