фото Максим Мирович - LiveJournal

Андрей Вардомацкий: Медиа-ситуация в Беларуси может поменяться в течение месяца

01 июня 2017
Марина Гуляева, Варшава, специально для Thinktanks.by
Общество
фото Максим Мирович - LiveJournal

В Беларуси все может измениться очень быстро, так как ситуация в стране кризисная.

В середине мая Беларусская аналитическая мастерская представила очередные результаты исследований, касающиеся гео-политических ориентаций белорусов, медиа-поведения, экономического самоощущения и готовности к реформам. Глава Белорусской аналитической мастерской Андрей Вардромацкий рассказал Thinktanks.by, что стоит за сенсационным всплеском доверия к негосударственным СМИ, обяснил, чем должны заниматься журналисты, а также рассказал, что такое гео-политический инфантилизм.

- Результаты исследований Белорусской аналитической мастерской в отношении гео-политических настроений белорусов в апреле остались практически неизменными, по сравнению с результатами исследований, проводимыми конце прошлого года и в целом за последние несколько лет. Значительная часть выбирает Союз с Россией (64,5%), хотя за последние три месяца выбирающих союз с Европой стало меньше (19,1% в декабре 2016г. – 14,1% в апреле 2017г.) – почему?

- Если смотреть  по динамике за последнее время, то можно говорить о некотором – я подчеркиваю, некотором относительном – понижении ориентации на Европу, Я думаю, что это связано с профессионализмом работы российских СМИ, а сдругой стороны – с неопределенной позицией ЕС в отношении Беларуси. И эта неопределенность понемногу «отщипывает» тех, кто был ориентирован на ЕС. Они переходят в категорию «неопределившихся». Кроме того, нужно отметить, что не было внятной реакции Европы на события 25 марта. И потому происходит реакция на отсутствие реакции. Но существенной динамики нет.

- Как, в общем, и все данные по гео-политическим ориентациям не принесли сюрпризов.

- Функцией мониторинговых исследований является нетолько отслеживание динамики, но и введение новых углов зрения на исследуемый объект. В нашем случае это означает, что вводятся новые опции гео-политических ориентаций. Скажем, уже несколько лет мы периодически вводим опцию «Должна ли Беларусь быть независимым государством?» И если в ситуации выбора между  «союз с Россией» или «союз с Европой» большинство голосов перетекает в опцию «союз с Россией», то когда мы задаем вопрос о независимости Беларуси, в ситуации такого выбора голоса переходят именно в эту позицию. И она становится доминирующей. Я бы даже сказал, абсолютно доминирующей позицией (в апреле 2017г. – 65%).

- Есть ли какая-то динамика в данных цифрах?

- Это долговременный, несколько лет назад определившийся стабильный тренд. Но я в свою очередь хочу спросить: что это вообще за подход? Если нет динамики, то нет события? Статичное событие в своих причинах – это уже большое событие! Почему, вы, журналисты, видите явление только в динамике? Задача журналистики не только находить новое, но и мониторить реальность.  Отсутствие изменений – это такой же по важности факт, как, собственно, само изменение. В исследованиях обсуждается любой результат. И поэтому, когда кто-то говорит, что в исследованиях нет ничего нового, по сравнению с предыдущим месяцем, это очень вредное высказывание для социологии. В Беларуси все может измениться очень быстро – ведь ситуация кризисная. Посмотрите, как мгновенно возник линк между экономическими требованиями и политическими на маршах «нетунеядцев»! Как говорил классик, которого сегодня все стараются принизить? Когда его спрашивали, когда нужно делать, он отвечал, что вчера было рано, а завтра – будет поздно. «Так когда?..» - спрашивали у него. А он отвечал: «Сейчас» (Андрей Вардомацкий цитирует В.И. Ленина. – М.Г. ) .

Всемирно известная компания Procter&Gamble делает опросы еженедельно, а ВЦИОМ сегодня переходит на ежедневные омнибусы. И это в огромной России.

- Как вы прокомментируете стабильность тренда «за независимость Беларуси»?

- Речь идет об интенсивном формировании идентичности.

- Кто ее формирует?

- Сама жизнь в самых разных проявлениях, кроме того, активное медиа-воздействие, и вообще глубинные ценностные ориентации белорусов.

- А что вы имеете ввиду под «глубинными ценностными ориентациями»?

- Сформировался такой тип идентичности, который можно назвать территориально-государственный. Есть культурно-исторический тип идентичности, когда люди идентифицируют себя с конкретными историческими персоналиями, фигурами науки и культуры, победами в сражениях. В нашем случае речь идет о территориально-государственном типе идентичности, когда граждане идентифицируют себя с конкретной территорией.

- Касаясь еще одного не меняющегося гео-политического тренда: по-прежнему подавляющее большинство белорусов (65,7%) выступает за присоединение Крыма – почему?

- Это значит, что за этим стоит некая константа, которая является ценностной. Цифры стабильны, потому что они являются проявлением некоей ценности, стоящей за присоединением Крыма. А ценностные структуры всегда очень медленно меняются - они инертны, они ригидны. За присоединением Крыма стоит не только передел границ, за этим стоит большая ценность, которую нужно исследовать.

- А как предполагаете вы?

- Мне не хочется заниматься социально-политологической болтологией. Этот концепт, в приципе, известен. Он заключается в том, что за Крым пролито очень много российской крови, начиная еще с российско-турецкой войны, потом была Гражданская война, потом битва за Севастополь во время Великой отечественной войны. Все это связано с военной героикой – в массовом сознании запечатлена героика, но всех остальных факторов оно не учитывает. Но подчеркиваю – это явление нужно изучать, нужно иметь иметь большой систематизированный набор высказываний людей. Я не хочу уподобляться журналистско-политологическим «экспертам», которые занимаются болтовней. Мой жанр –  эмпирическая корректность.

- Исследования в отношении опасений белрусов, что с Беларусью может произойти также, как с Крымом, тоже стабильны (68,3% белорусов не видят такой вероятности)?

- Подавляющее большинство по-прежнему уверено, что такого не произойдет. Я называют это явление – «гео-политический романтизм» или «гео-политический инфантилизм». В белорусском массовом сознании доминируют такие мягкие представления о России. В нем живет уверенность, что не может быть недоброжелательных шагов со стороны России. И это никак не связано с финансовыми взаимоотношениями. Причина в том самом ощущении, которое есть между белорусами и россиянами – ощущении близости.

- Апрельские исследования можно назвать сенсационными в отношении уровня доверия негосударственным СМИ – впервые с 2014 года уровень доверия к негосударственным СМИ выше уровня доверия к государственным и российским медиа. Если  в феврале уровень доверия к негосударственным СМИ составлял 19,4%, то в апреле уже 30,4%  (уровень доверия к государственным СМИ в апреле – 14,2%, к российским – 29,1%). Что произошло?

- Начнем с того, что был такой период, (август 2016 года - М.Г.), когда доверие резко упало как к государственным, так и негосударственным СМИ. Это результат ухудшения экономического самоощущения белорусов. Оно привело к тому, что у белорусов вообще пропал интерес к информации любого рода. Людям не нужна была информация. Они были сконцентрированы на самовыживании. Поэтому доверие упало к государственным и негосударственным медиа.

А потом произошло следующее – экономическая неудовлетворенность дополнилась ощущением несправедливости, которое было вызвано декретом о «тунеядцах». И это породило всплеск: как сточки зрения протестной активности, так и изменившегося медиа-поведения.

Но нужно сразу сказать, что повышения уровня профессионализма негосударственных СМИ не произошло. Негосударственные СМИ не стали работать лучше. Уровень доверия к медиа зависит от дистанции между реальностью  и картинкой либо интерпретацией события. И вот эта дистанция между реальностью и картинкой стала восприниматься как очень большая. И это произошло в момент событий 25 марта. Дистанция между тем, что люди видели, и тем, что им подавалось, резко выросла. Поэтому произошло обрушение уровня доверия к государственным СМИ. Формула trust-media индекса следующая: меньше дистанция, выше индекс доверия СМИ, больше дистанция, меньше индекс доверия. Подчеркиваю: ни с ростом, либо падением уровня профессионализма это никак не связано.

Мы пока не можем прогнозировать, что будет дальше:  это флуктуация, связанная непосредственно с данной ситуацией или долговременный тренд. Но медиа-ситуцация в Беларуси может поменяться в течение месяца

- После публикации данных БАМ о готовности почти 80% белорусов к реформам, непосредственно эти исследования критиковали за то, что нет расшифровки понятия «реформы» - мол, а понимают ли белорусы, что такое реформы?

- Да, мы действительно точно не знаем, за какие именно реформы выступают белорусы. И это предмет дальнейших исследований. Но сдругой стороны был вопрос, касающийся усиления или уменьшения роли государства,– и значительная часть выступила за уменьшение роли государства (57,4%). Это уже говорит о понимании белорусами сути реформ.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: