100-летие БНР: объединение нации и разделение оппозиции

24 марта 2018
Лізавета Касмач, Ostro.by
Политика

1 марта 2018 года власти Минска выдали разрешение на установку мемориальной доски на здании, где 25 марта 1918 года была провозглашена Белорусская народная республика.

На следующий день белорусы оперативно собрали для этого проекта €2500 через краудфандинг всего за 3 часа.

Из государств, которые обрели независимость после падения Российской империи, Беларусь единственная официально не празднует это событие. В новейшей истории Беларуси годовщины провозглашения Белорусской народной республики (БНР) обычно вызывали противоречия — оппозиция организовывала массовые акции, а власти отвечали на них репрессиями.

Но в этом году власть неожиданно признала важность этой даты.

Что произошло 25 марта 1918 года?

Поскольку Германия и Советская Россия подписали Брест-Литовский мирный договор без участия Беларуси, белорусские национальные элиты осознали необходимость взять на себя ответственность за свою родину. После провозглашения Белорусской народной республики 9 марта 1918 года последовало провозглашение ее независимости 25 марта 1918 года.

Правительство БНР в 1918 году. Источник: bnr100.by

БНР не обладала многими формальными атрибутами государства и сильно зависела от германской оккупационной власти. Но важно то, что ее провозглашение создало важный исторический прецедент. Десять месяцев спустя большевики присвоили идею белорусского государства и использовали ее для своих политических целей. Несмотря на это, БНР начала непрерывную традицию государственности, которая сохранилась на протяжении всего ХХ века и послужила основой для создания независимого белорусского государства в 1991 году.

БНР не исчезла с приходом большевиков и продолжала существовать в среде белорусской диаспоры за рубежом. Ее правительство — Рада БНР – возводит свою легитимность к демократически избранному в 1917 году Всебелорусскому съезду и известна тем, что является самым старым правительством в изгнании. Рада БНР считает нынешний политический режим в Беларуси недемократическим и отказывается передать ему свой мандат.

День Воли в Беларуси при Лукашенко

Празднования 25 марта, также известное как День Воли, возобновилось в 1989 году, но не стало государственным праздником. Вместо этого власти выбрали в качестве официального дня независимости 3 июля — дату освобождения Минска от нацистов в 1944 году. Эта дата никак не связана с восстановлением государственности или независимости.

В Беларуси празднование 25 марта обычно проводится в форме антиправительственной акции и часто заканчивается уличными столкновениями и арестами. День Воли представляет собой противоположность просоветским настроениям в белорусском обществе. В 1996 году празднование совпало с политическим кризисом, который угрожал аннексией Беларуси Россией, и на улицы Минска вышли 30,000 человек. В 2000 году власти использовали против мирной демонстрации военную технику и подразделения ОМОН.

День Воли в Минске в 2017 году. Источник: svaboda.org

В 2017 году эта тенденция сохранилась: власти задержали более 700 человек. Массовые протесты против «декрета о дармоедах» весной прошлого года подогрели репрессивный ответ властей.

Однако, за исключением случаев, когда празднование Дня Воли было усилено политическими или социальными потрясениями, обычно акции собирали около двух-трех тысяч участников. Без четкого плана действий оппозиция продолжала бороться за возрождение празднования Дня Воли, в то время как власти препятствовали тому, чтобы он стал объединяющей датой.

Столетие БНР и режим Лукашенко: пределы пассивной терпимости

В отличие от обычного сценария, в этом году произойдет нечто новое, поскольку минские власти разрешили митинг и концерт 25 марта в центре города, рядом с Оперным театром. Более того, они также пообещали, что незарегистрированные национальные бело-красно-белые флаги и герб «Погоня» могут использоваться без ограничений.

Некоторые другие уступки касаются тематических выставок о БНР в минских музеях и установки памятных знаков, связанных с БНР. 13 марта в парке имени Янки Купалы была открыта мемориальная доска, в которой увековечиваются братья Иван и Антон Луцкевичи, ведущие идеологи белорусского национального движения начала ХХ века. Еще одна доска должна появиться на здании по ул. Володарского 9, где была провозглашена независимость БНР.

В русле тенденции мягкой белорусизации столетие БНР может предоставить режиму возможность отказаться от доминирующей советской версии белорусской истории. Однако, по мнению политолога Александра Класковкого, здесь белорусские власти сталкиваются с двумя серьезными препятствиями — отказом от своей собственной советской идентичности и опасениями, что общественные торжества могут перерасти в нечто непредсказуемое.

Белорусские власти хотят проявить снисходительность, но не хотят праздновать День Воли на официальном уровне.

Разделяй и властвуй: оппозиция и ее дилеммы

Гражданское общество и оппозиция взяли на себя планирование юбилея БНР, инициировав сбор средств на концерт и координацию волонтеров для информационной кампании. Однако санкционированный концерт и небольшие уступки властей сразу показали, что в их рядах нет общей точки зрения относительно формата Дня Воли.

Николай Статкевич. Источник: svaboda.org

Организационный комитет разделился на тех, кто предпочитает праздничные торжества  и тех, кто склоняется к традиционному политическому протесту. Объединенная гражданская партия, Движение за свободу и Белорусский народный фронт вместе с активистами гражданского общества, такими как Павел Белоус и блоггер Эдуард Пальчис, продвигают формат концерта. Они утверждают, что столетия БНР должно стать поводом для национального объединяющего праздника с соответствующими атрибутами.

Их противники — Николай Статкевич, Вячеслав Сивчик и Владимир Некляев — поддерживают формат традиционной уличной демонстрации. Статкевич отметил, что торжества могут дискредитировать авторитет оппозиции, достигнутый во время социальных протестов в прошлом году.

«Мы сталкиваемся с рядом социальных и политических проблем […] Люди всегда выходят на эти события со своими проблемами и потребностями. Демонстрация дает им возможность выразить это, в то время как охраняемый концерт — нет», считает Статкевич.

Таким образом, дороги активистов оппозиции могут разойтись 25 марта 2018 года, что позволит режиму сохранить лицо через разрешение концерта и в то же время преследовать участников несанкционированного марша.

Отсутствие единства оппозиции напоминает о спорах, которые вели национальные элиты, когда обсуждали независимость БНР 25 марта в 1918 года.

Столетие БНР совпадает с периодом, когда белорусский режим проявляет интерес к более сильной национальной идентичности. Он также не против компромисса с оппозицией, хотя и на конкретных условиях. В свою очередь, значительная часть оппозиции, похоже, с радостью готова принять более дружескую позицию властей.

Лізавета Касмач, Ostro.by


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: