фото sputnik.by

Беларусь: нежеланный друг "Большого Китая»?

08 апреля 2018
Сергей Богдан, ostro.by/перевод Thinktanks.by
Политика
фото sputnik.by

7-8 апреля Беларусь посетит министр обороны Китая Вэй Фэнхэ.

Визит Вэя в Россию и Беларусь, который является его первой зарубежной поездкой с момента вступления в должность, свидетельствует о том, что Минск уделяет первоочередное внимание партнерству с Пекином.

Белорусские власти выбрали ориентацию на Пекин фундаментальной догмой внешней политики. Беларусь проводит эту политику несмотря на противоречивые последствия альянса с Китаем. Правительство надеется, что получит свое место под солнцем в будущем мире, где будет доминировать Китай. Сегодня Минск пытается получить по крайней мере небольшие выгоды от Пекина для реструктуризации своей промышленности, поиска новых кредитов и перевооружения.

Минск ищет светлого будущего

Правительство хочет, чтобы Китай изменил мир. Именно поэтому он поддерживает Пекин. Обращаясь к участникам форума, посвященного инициативе Пекина "Один пояс, один путь" в мае прошлого года, президент Беларуси призвал участников этой инициативы "изменить модель взаимодействия между государствами". Администрация президента Беларуси заявила, что китайская инициатива "формирует международные отношения нового типа".

В то время как на форуме Александр Лукашенко говорил про "переустройство мировой экономической карты", во время следующей встречи с китайской лидером он заверил Си Цзиньпина, что Беларусь готова помочь Китаю "защищать мир во всем мире".

Другие белорусские чиновники говорят аналогичными словами. Например, на декабрьской встрече Шанхайской организации сотрудничества премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков настаивал на том, что государства-члены организации должны делать дополнительные усилия для обеспечения мировой безопасности и стабильности.

Чтобы подчеркнуть свою веру в господство Китая, Лукашенко даже заставил своего младшего сына Николая изучать китайский язык. 18 февраля на Youtube появился видеоролик, в котором Николай поздравлял китайцев с Новым годом по-китайски.

Видет ли эту приверженность Пекин?

Впечатлен ли Пекин этими пракитайскими шагами Минска? С одной стороны, высокопоставленные китайские чиновники регулярно посещают Беларусь. В прошлом году Беларусь посетили шесть китайских чиновников на уровне министров, а также государственные и партийные руководители трех китайских провинций. Минск вел переговоры с такими крупными китайскими компаниями, как Sinomach, China UnionPay и другими.

С другой стороны, статус Беларуси в глобальных планах Китая, таких как "Один пояс, один путь", остается неясным. Многие китайские и международные издания не включают Беларусь в эту инициативу.

Ì Ñ ???????????????????????????????????????  один назовет одну дорожную карту

Президент Беларуси, отвечая на эту проблему, объявил, что белорусско-китайский промышленный парк "Большой камень» станет инструментом, через который Минск будет участвовать в проекте. Уже около трех лет страны строят индустриальный парк, который имеет обеспечить наиболее благоприятные условия для китайских фирм.

Белорусские чиновники подчеркивают, что строительство парка идет быстрее, чем планировалось, но на сегодня у него пришло всего два десятка фирм. Более того, высокопоставленные чиновники в Минске снова и снова обращаются к своим китайским партнерам с просьбой привести в парк новые технологии. Эти волнения белорусских властей Лукашенко лаконично сформулировал так: "Мы не хотим, чтобы там был просто склад".

Безнадежная торговая ситуация

В дополнение, с середины 2000-х годов Минск страдает от огромного торгового дефицита с Китаем, который резко увеличился в 2017 году.

Даже запланированные показатели роста экспорта в Китай на 2017-2020 годы, принятые правительством в прошлом году, демонстрируют отсутствие у Минска надежды на то, что он может в ближайшее время сократить дефицит. После молчания на протяжении многих лет, белорусские чиновники начали поднимать этот вопрос во время каждого визита китайский коллег из 2016 года.

Пекин ответил несколькими способами. Во-первых, он предложил помощь Минску, например, в виде "технической экономической помощи" в форме строительства жилья для социально уязвимых групп. Также он поделился военными технологиями и отправил в подарок белорусским военным бронетранспортеры.

Во-вторых, он открыл свои рынки для экспорта продовольствия из Беларуси: в 2016 году - для молочных продуктов, в 2017 году - для мяса. Абсолютные цифры этого экспорта в прошлом году (около 10 млн долларов) не впечатляют, если сравнивать их с белорусским экспортом продуктов питания на основной рынок - в Россию, который составил $ 2,1 млрд. Однако правительство отметило это достижение как многообещающее начало.

28 декабря глава Витебской области Николай Шерстнев в комментарии для белорусского издания "Беларусь Сегодня" заявил, что китайский рынок должен помочь белорусскому сельскому хозяйству и пищевой промышленности, которая регулярно сталкивается с препятствиями на российском рынке. Он добавил, что в 2018 году некоторые винодельческие заводы в Витебской области будут адаптированы к китайским стандартам.

Китайская индустриализация

Очевидно, Минск хочет перестроить национальную промышленность с помощью Пекина и делает для этого все возможное. 18 марта Интернет-портал TUT.by сообщил, что заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский назначен руководителем совместного белорусско-китайского автомобильного завода БелДжи. При этом он не ушел со своего поста в министерстве, поэтому назначение представляла собой необычный жест поддержки проекта. Завод начал работу в ноябре прошлого года и планирует производить 60,000 автомобилей в год.

Наблюдатели видят несколько положительных результатов белорусско-китайского промышленного сотрудничества. В декабре прошлого года китайская корпорация САМСЕ завершила строительство целлюлозной фабрики в Светлогорске. До января еще одна крупная китайская компания Zoomlion запустила серийное производство строительных и специальных автомобилей в Могилеве. Также эта компания организует производство башенных кранов на обанкротившийся завод Строммашина. Еще одна белорусский фирма Амкодор получила китайский кредит в размере $ 192 млн для строительства нового завода.

20 февраля белорусские государственные СМИ сообщили о программе, направленной на индустриализацию белорусских регионов. К 2025 года в рамках программы планируется создать более ста предприятий по всей стране. Министерство промышленности Беларуси надеется, что Китай станет основным источником поддержки программы.

Белорусские СМИ обычно не обсуждают противоречия, присущие сотрудничеству с Китаем. Например, они писали о планах Минского моторного завода (МАЗ) построить завод двигателей вместе с крупной китайской корпорацией Weichai. Они проигнорировали тот факт, что он создает конкуренцию МАЗа, который на протяжении многих десятилетий выпусков двигатели в Беларуси. Аналогичным образом, не было никаких обсуждений, когда в ноябре прошлого года китайская корпорация Midea объявила о своих планах по выпуску бытовой техники, которая будет конкурировать с белорусским фирмой Атлант.

Только недавно появилась какая-то критика. В январе в газетах "Народная газета" и "Республика" были опубликованы статьи, в которых критиковался проект по производству автомобилей БелДжи, а также планы китайской корпорации Zongshen по приобретению производителя белорусского техники "Гомсельмаш".

Белорусские чиновники выглядят льстецами в отношениях с Китаем, а Лукашенко первым подает им пример, восхваляя "Великий Китай". Однако Минск начал демонстрировать больший прагматизм в отношении своих китайских партнеров. Беларусь начала просить и получила определенные награды за свою пракитайскую политику и за те потери, которые оно понесло из-за этого. Проекты с участием Китая больше не числятся неприкосновенными. Этот факт делает будущее белорусское сотрудничество с Китаем менее идеализированным, но более ответственным и эффективным.

Сергей Богдан, Ostro.by/перевод Thinktanks.by


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: