Эффективная публичность или формализм?

13 сентября 2018
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Общество

В феврале 2019 года вступает в силу обновленный закон «О нормативно-правовых актах».

Закон был подписан главой государства в начале июля. Одними из наиболее важных и ожидаемых нововведений стала имплементация новых механизмов публичного обсуждения государственных решений — оценки регулирующего воздействия, правового мониторинга и детализация общественного обсуждения законопроектов. До вступления изменений в силу — в феврале 2019 года — каждый из этих механизмов должен быть детально проработан и согласован со всеми заинтересованными сторонами. Чего ожидают бизнес, общество и государство от нововведений — тема первого после летних каникул заседания «Либерального клуба», которое состоялось 12 сентября.

Как отметил эксперт и соавтор исследования «Либерального клуба» Евгений Мордосевич, подписанный в июле закон был обойден вниманием и СМИ, и экспертов, между тем «новая редакция будет определять дальнейшую жизнедеятельность госорганов и гражданского общества в части взаимодействия по поводу правового регулирования».

Что меняется

1. Будут совершенствоваться механизмы общественного обсуждения. 2. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов. 3. Правовой мониторинг.

Публичное обсуждение предусмотрено на сайте «Правовой форум Беларуси», на парламентских слушаниях, в СМИ и иными доступными способами (речь идет, скорее всего, о сайтах госорганов). Срок обсуждения — не менее 10 календарных дней.

Публичному обсуждению подлежат проекты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц и устанавливающие либо принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию. Проекты, существенно влияющие на условия осуществления предпринимательской деятельности. Проекты по поручению ряда должностных лиц.

Прогнозирование последствий принятия нормативных правовых актов будет основываться на «исследовании, направленном на проведение оценки возможности достижения целей принятия (издания) нормативного правового акта, вариантов развития общественных отношений, обусловленных его принятием, а также в случае, если нормативный правовой акт не будет принят». При прогнозировании осуществляются оценки финансово-экономических, социальных, экологических последствий.

По мнению Евгения Мордосевича, все три новшества — «основа государственного качественного регулирования», «появится больше здравости, научности, обоснованности», но «насколько оптимизируется диалог — сложный вопрос».

Государство и бизнес созрели для диалога?

Начальник отдела совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству Министерства экономики Валентина Шундалова считает, что стороны — она говорит о государстве и бизнесе — готовы к законодательным изменениям, ведь «они были подготовлены в 2016 году, в эти два года происходила доработка норм закона». «Никто специально не сдерживал принятие, просто такой масштабный закон потребовал такого длительного срока обсуждения. Государство действительно созрело к этому решению, надеюсь созрел и бизнес. Тут должны быть активными обе стороны», - сказала Валентина Шундалова.

По ее словам, для согласования законопроекта из всех белорусских бизнес-союзов были выбраны шесть союзов — «это наиболее крупные, представительные и активные республиканские союзы, которые всегда участвуют в обсуждении нормативно-правовых актов, являются членами общественно-консультативного совета при Совмине, традиционно обсуждаем с ними, но все положения были на сайте Минэкономики, предложения через форму обратной связи мы тоже рассматривали».

Открытость — безусловный плюс

Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA Наталья Рябова отмечает, что, согласно постоянному мониторингу сферы публичного обсуждения, количество обсуждений возрастает год от года, но качество их отличается.

Если говорить о плюсах и минусах нового закона, то «конечно, больше плюсов, потому что открытость предполагает большую ответственность, большее внимание, также возникает чувство сопричастности у всех заинтересованных».

«Мы рады, что наконец-то это произошло, потому что в сфере общественных обсуждений наблюдались, конечно, некоторые «разброд и шатание». Сейчас, как я понимаю, будет разработан некий единый регламент проведения общественных обсуждений. Жаль, правда, что они не будут являться обязанностью, а только правом. Но в любом случае, это уже большой шаг вперед», - сказала Наталья Рябова. Регламент, как она считает, позволит общественным обсуждениям не превратиться в формализм. «Конечно, хотелось бы, чтобы обсуждались не только последствия для бизнеса, но и последствия для общества, особенно в наиболее важных сферах. Если представить, что тот же закон о тунеядцах прошел бы процедуру общественного обсуждения, то он вряд ли был бы принят в известной нам редакции», - подчеркнула Наталья Рябова.

Закрытость — плохо, некорректно и неэффективно

Первый заместитель гендиректора УП «Кока-Кола Бевриджиз Беларусь» Андрей Рощупкин отметил, что процедуру общественного обсуждения в европейских странах стали внедрять еще в 80-х годах прошлого века, в Российской Федерации об этом стали говорить в 2004 году. «Другое дело, в какой мере у нас есть готовность со стороны государства к этим нововведениям. Ведь ранее под сомнение цель (принятия закона) никогда у нас не ставилась. А общественное обсуждение может ставить под сомнение цель, необходимость ее достижения», - сказал Андрей Рощупкин.

«Качество диалога государства, бизнеса и общества должно постоянно улучшаться. И диалог должен выходить в сферу публичности. Как только какой-то процесс выходит в сферу публичности, то никакие «карманные дела» не проходят в принципе. Все, что не вынесено в публичное пространство обсуждения, с большой долей вероятности будет сделано плохо, некорректно и неэффективно», - подчеркнул Андрей Рощупкин.

Поделиться: