Как российский патриотизм влияет на выбор сыра

08 декабря 2018
В мире

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства.

Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей, сообщает iq.hse.ru.

В августе 2014 года Российская Федерация ввела запрет на ввоз ряда сельскохозяйственных товаров и продуктов питания из США, Канады, стран ЕС, Австралии и Норвегии. Основным поставщиком иностранного сыра на российский рынок стала Республика Беларусь, на долю которой стало приходиться до 80% импорта. В то же время введение запрета повысило объем сыров, производимых внутри России, на 20%. Однако их качество и конкурентоспособность вызывали вопросы. В СМИ появлялась информация о случаях нарушения санитарных норм на производстве и излишнем количестве добавок и консервантов.

Политика импортозамещения и обсуждаемая в медиа идея поддержки отечественных производителей поставили потребителей перед выбором: проявлять продуктовый патриотизм или покупать импортный сыр.

Исследование проводилось в Перми в сентябре-декабре 2016 года. В нем приняли участие 400 покупателей (252 мужчин и 148 женщин) из разных супермаркетов, принадлежащих одной сети. Средний возраст опрошенных был 33 года. Около 80% респондентов сообщили о наличии среднего специального или более высокого уровня образования. Примерно у 40% имелись дома дети до 18 лет. Среднемесячный доход семей опрошенных составлял от 50 до 70 тыс. рублей в месяц.

Респондентам предлагалось оценить ряд утверждений по степени своего согласия с ними, а также ответить на несколько вопросов. Чтобы сравнить, сколько покупатели готовы платить за сыр отечественного производства, а сколько за импортный, исследователи сформулировали вопросы следующим образом.

Сначала они спрашивали, готовы ли респонденты платить за отечественный сыр цену среднюю по рынку на момент исследования? Если ответ был утвердительным, то тогда спрашивали, готовы ли респонденты платить за тот же сыр больше на 5, 10, 20 и 30 процентов. Если на первый вопрос ответ был отрицательным, то — готовы ли респонденты купить отечественный сыр на 5, 10, 20 и 30 процентов дешевле.

Ответы на эти вопросы показали, что 46,5% опрошенных готовы платить среднюю по рынку цену за твердый сыр отечественного производителя. Однако если отечественный сыр будет стоить на 30% дороже, то менее 25% респондентов готовы будут его купить. Остальные предпочтут импортный. Но если цена будет на 20% ниже средней, то число желающих поддержать отечественных производителей увеличится до 73%.

Анализ ответов покупателей также показал, что чем выше у респондента уровень образования и дохода, тем важнее для него качество продукта и меньше вероятность того, что он купит отечественный сыр.

Поделиться: