фото Сергей Прохоров, SYMPA

Исследование: В Беларуси – средний уровень эффективности госуправления

22 января 2019
Сергей Полтаржицкий, Thinktanks.by
BIPART / SYMPA
фото Сергей Прохоров, SYMPA

Насколько эффективно работают государственные институты в Беларуси и Украине?

Этой теме было посвящено исследование, презентованное в конце прошлой недели в Минске. Организаторами презентации и проведения исследования выступили  Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA и исследовательский консорциум проекта EU-STRAT.

Участниками дискуссиибыли участницы проекта: профессор, доктор Антоанета Димитрова (Лейденский университет, Нидерланды), доктор Гонората Мазепус (Лейденский университет, Нидерланды), доктор Татьяна Чулицкая (ЕГУ/ SYMPA), эксперты Наталья Рябова (SYMPA) и Инна Ромашевская (SYMPA). 

Сегодня Thinktanks.by представляет выдержки из исследования, посвященные эффективной работе государства в Беларуси. Данную часть презентовала эксперт SYMPA Татьяна Чулицкая.

Особенности

«Беларусь, в отличие от Украины,  сохранила способность обеспечивать базовыми услугами население. Но это произошло, прежде всего, за счет отсутствия реформирования. В принципе, база соцуслуг осталась за счет того, что сохранились государственные предприятия, сохранились их социальные функции», - отметила Татьяна Чулицкая.

Также, по ее словам, особенностью Беларуси была созданная после распада СССР собственная налоговая система, которая, по сравнению с некоторыми соседями, была более успешной.

«Беларусь довольно быстро научилась собирать налоги и заниматься дальше, как называют это исследователи, «распределительным авторитаризмом» - обеспечивать определенный объем социальных услуг населению для того, чтобы поддерживать лояльность. И эта способность до сих пор сохраняется, другой вопрос: для чего и какими средствами?» - рассказала  исследовательница.

Далее она предложила более подробно рассмотреть эффективность различных сфер белорусского государственного управления.

Госслужба

Как подчеркнула Татьяна Чулицкая, в Беларуси есть Закон о госслужбе от 2003 года. Однако он постоянно пересматривается. Исследователи насчитали как минимум 13 его обновлений.

«Вместе с тем у нас, как ни странно, нет общего закона о государственном управлении. У нас нигде не закреплены основные базовые принципы, на которых все должно быть построено. Соответственно, здесь начинаются интересные истории, которые связаны с государственной службой», - сообщила Татьяна Чулицкая.

Также эксперт затронула тему количества госслужащих. Она напомнила, что в Беларуси было как минимум две попытки их сокращения, но результаты этих процессов весьма спорны. Остались вопросы по поводу того, сколько было в результате людей сокращено и кого сокращали.      

При этом Татьяна Чулицкая признала, что все назначения госслужащих в Беларуси де-факто политические.

Закон о госслужбе предусматривает набор в ряды госчиновников на основании на основании заслуг, но нет никаких инструментов и правил их определения.

Кроме того, решения о принятии на госслужбу субъективны, так как зависят от личных решений глав ведомств. При этом отсутствуют ограничения для личностных решений относительно кандидатов на госслужбу.

«Еще один важный момент, связанный с качеством работы госслужащих, заключается в том, что они работают по краткосрочным или среднесрочным контрактам – 2 года или 5 лет. Это тоже снижает возможность независимости государственных служащих», - высказала мнение исследователь.

Налогообложение

По словам Татьяны Чулицкой, несмотря на нереформированный государственный аппарат, Беларусь имеет эффективную налоговую систему. Собираемые налоги составляют 25% от ВВП страны или 83,2% консолидированного бюджета.

В Беларуси существует возможность заплатить налоги онлайн, однако она сопряжена с многочисленными сложностями.

При этом эксперт отметила, что по данным Всемирного банка, средняя доля налогов для бизнеса составляет 52,9% от доходов.

Инфраструктура

Далее исследователь обрисовала ситуацию с инфраструктурой, начав с Белстата. «В Беларуси существует статистическая система, она признается на международном уровне, она достаточно развитая и у нас существует дигитальная система сбора данных», - рассказала Татьяна Чулицкая.

Она также отдельно остановилась на вопросах регистрации, обратив внимание, что в стране нет единой системы сбора данных. Разные госорганы имеют разные базы, в результате чего возникают сложности с обменом информации.

В Беларуси также хорошо функционирует земельный кадастр и имеется значительная дорожная и транспортная инфраструктура, доставшаяся от СССР в относительно неплохом состоянии. Однако в транспортной сфере имеются проблемы, связанные с ухудшением железных дорог, низкой скоростью железнодорожного и общественного пассажирского транспорта, отсутствием финансовой устойчивости общественного транспорта, который зависит от субсидий.

Образование

В Беларуси происходили многочисленные изменения школьного образования, но без реального реформирования. Госрасходы на образование в 2017 году составили 4,67% ВВП.

В то же время Беларусь имеет высокие количественные показатели образования. Уровень грамотности составляет 99,7%, среднее образование имеют 89,3% населения. Однако, по мнению исследователей, белорусское образование имеет спорные качественные индикаторы.

Здравоохранение

Белорусское здравоохранение названо приоритетом государственной политики, но в нем с 1990-х годов также отсутствовали значимые реформы.

«В Беларуси, в отличие от очень многих стран бывшего СССР, сохранилась универсальная система доступа к услугам здравоохранения. Вместе с тем у нас отсутствует система обязательного медицинского страхования, что делает Беларусь достаточно уникальной в сравнении с соседними странами», - отметила Татьяна Чулицкая.

Она также обратила внимание, что в Беларуси сохранилась советская специфика – существование особых или параллельных систем медицинского обслуживания – для милиционеров, военных или госчиносников.

В белорусском здравоохранении, как и в образовании, по словам Татьяны Чулицкой, достаточно хорошие количественные показатели, в частности, по ожидаемой продолжительности жизни, по младенческой смертности, По данным критериям Беларусь приближается к странам Западной Европы.

Региональное развитие

Минск занимает ведущие позиции среди белорусских регионов, хотя в основном они имеют относительно равное экономическое развитие. Главное неравенство существует на внутрирегиональном уровне – проблема города и деревни.

Основными источниками экономического роста в регионах являются промышленность, строительство и торговля.

Зачастую экономический рост обусловлен сохранением поддержки государством градообразующих предприятий.

Существуют также различия в ожидаемой продолжительности жизни. В Минске она выше.

Кроме того, имеются различия внутри областей – производственная база концентрируется вокруг больших городов. В результате в 14 из 118 районов Беларуси проживает 39% населения страны.

Некоторые выводы

Татьяна Чулицкая озвучила определенные выводы, сделанные по итогам исследования  эффективности работы государственных институтов в Беларуси.

В частности, в Беларуси существует высокая степень централизации и политизации государственной службы. При этом государственная политика разрабатывается Администрацией президента.

Некоторые инфраструктурные сервисы и услуги хорошо развиты и существуют в электронном виде (с разной степенью функциональности), что снижает возможность коррупции, но остальные показатели эффективности не так успешны.

В стране имеется относительно высокое качество услуг здравоохранения и образования.

Региональное неравенство сложно оценить, но оно не слишком большое, а государство гарантирует равный доступ к услугам для населения, несмотря на то, что их качество различается.

При этом Татьяна Чулицкая обратила внимание, что при качественной оценке эффективности, в отличии от  количественной, возникали многочисленные «но».

В целом эксперты признали уровень эффективности госуправления в Беларуси средним.       


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: