В Беларуси изучили, как образовательная мобильность белорусов менялась между поколениями, проанализировав образование более 7 тысяч соотечественников, родившихся в 1938-1992 годах.
Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр BEROC опубликовал исследование «Образование детей и родителей: межпоколенная мобильность и влияние на доходы». В нем сотрудники института Мария Акулова и Олег Мазоль описали влияние уровня образования родителей на уровень образования детей в Беларуси, а также механизм влияния данного взаимодействия на уровень их доходов.
Работа основана на данных опроса «Поколения и гендер», проведенного в Беларуси в 2017 году в рамках международной программы, координируемой Голландским междисциплинарным демографическим институтом и Европейской экономической комиссией ООН. Процессы межпоколенной мобильности были проанализированы у 3137 мужчин и 4003 женщин, родившихся в период с 1938 по 1992 год (включительно). Уровень образования измерялся по Международной стандартной классификации образования.
Первое, что отметили исследователи – это значительное превосходство в уровне образования детей над обоими родителями. Особенно это было заметно у женщин. Эксперты зафиксировали более чем двойное превышение доли респондентов-женщин с высшим образованием по сравнению с их матерями.
«Кроме того, на фоне роста веса более высокого уровня образования, прослеживающегося при переходе от родителей к детям, четко определяется уменьшение среди детей в сравнении с родителями удельного веса респондентов с более низким уровнем образования. С каждым уровнем данные различия становятся больше. В частности, в отличие от родителей значительно меньшая доля респондентов, у которых присутствует только начальное образование (0,67% против 14,12% для мужчин, и 1,62 % против 20,66% для женщин). Если рассмотреть уровень образования в гендерном разрезе в общей возрастной когорте за период 1938-1992, то можно отметить в целом более высокий уровень образования у респондентов женского пола. Кроме того, у родителей респондентов прослеживается схожая тенденция (14,91% матерей респондентов имеет высшее или послевузовское образование в сравнении с 14,52% отцов)», - говорится в исследовании.
При этом авторы работы отметили, что среди респондентов, чьи родители имели начальное, базовое среднее образование или общее среднее образование, доминирует тенденция получения ими среднего специального образования. Относительно редко такие люди заканчивают высшие учебные заведения. А вот для детей, чьи родители получили профессионально-техническое образование, характерна тенденция преимущественно восходящей мобильности – 31,55 % сыновей и 37,72 % дочерей (наибольшее количество на фоне всех предыдущих групп как для сыновей, так и для дочерей) получают высшее образование.
«Касательно направлений межпоколенной мобильности, доминирующим направлением было приобретение более высокого образовательного статуса. По гендерной линии «отец-сын» восходящая мобильность составила 54,10 %, а по линии «мать-дочь» – 63,45 %», - говорится в исследовании.
Однако есть и те семьи, где уровень образованности снижался. Таких по гендерной линии «отец-сын» оказалось 13,02 % респондентов, а по линии «мать-дочь» – 8,47 % респондентов. Наконец, около трети респондентов наследовали образовательный статус родителей – 32,88 % мужчин и 28,08 % женщин.
В результате исследователи пришли к выводу, что по гендерной линии «мать-дочь» мотивация на достижение более высокого положения выражена сильнее, по сравнению с респондентами мужского пола. В свою очередь, по линии «отец-сын» отмечается более высокая степень наследования образовательного статуса.
Также авторы работы констатировали, что «оценка влияния уровня образования на доходы детей демонстрирует положительное воздействие высшего образования родителей».
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.