картина Владимира Маковского

Исследование: Каждый пятый крестьянский ребенок в СССР не отмечал день рождения

26 февраля 2019
В мире
картина Владимира Маковского

Исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ) установили, что до 20 % сельских семей в СССР не праздновали дни рождения детей.

Основным источником эмпирических данных послужило исследование, которое предусматривало сбор и интерпретацию интервью лиц, проживавших в детстве на территории СССР. Целью исследования, проводившегося при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00890а), была социально-педагогическая реконструкция культурной практики празднования дня рождения ребенка в СССР в 60-80 гг. ХХ века. Выборка включала респондентов из Москвы, Московской, Калининградской, Костромской и Новосибирской областей. Возраст респондентов ‒ от 43 до 73 лет (1945-57 г.р. ‒ 19%, 1960-69 г.р. – 39%, 1970-75 г.р. – 42%). То есть детство основной массы участников опроса пришлось на двадцатилетие со второй половины 60-х годов по вторую половину 80-х годов, сообщает РИА "Новости".

Исследование показало, что детство почти всех респондентов, лишенных в детстве праздника, прошло в сельских поселениях или небольших поселках.

Как рассказала доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Наталья Илюшина, отдельное внимание авторы исследования уделили тому, как выглядел праздничный стол именинников, отмечающих день рождения. "На основании анализа полученных свидетельств можно зафиксировать два варианта: развернутое праздничное застолье и чаепитие ("сладкий стол")", ‒ отметила она.

По словам эксперта, воспоминания городских жителей сильно отличаются от воспоминаний сельских жителей, весьма ощутимо и влияние времени. Так, для тех, чье детство прошло в селе или в городе в 60-тые годы, характерно преобладание на праздничных столах выпечки собственного приготовления. Для горожан, чье детство выпало на 80-тые годы, характерны покупной торт, печенье, лимонад, иногда сезонные деликатесы.

Кроме того, как отмечают исследователи, не было выявлено подчинения детского дня рождения общегосударственным праздникам: "даже если само празднование переносилось на выходной день, в воспоминаниях респондентов ассоциирования с политическими и общественными событиями не обнаружено".

Профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Борис Куприянов в беседе с РИА Новости сообщил, что это первый этап исследования ‒ "предварительный взгляд на вещи". "День рождения – интегральная характеристика, которая отражает и климат в семье, и детско-родительские отношения, и многие другие вещи, которые являются ключевыми факторами социализации ребенка в контексте семейного уклада. Пока мы не пытаемся интерпретировать полученные данные, не хотим делать легковесные выводы. Прежде чем интерпретировать, нам надо получить весь объем данных, охватив самую широкую географию страны", ‒ сказал он.

По его словам, исследование, направленное на то, чтобы получить более полную картину советского внешкольного детства, рассчитано на три года. "Сегодняшняя семья сильно отличается от той, что была в советское время. Зачастую, когда мы апеллируем к советскому прошлому, сравнение идет не в пользу современной семьи. При этом нам бы хотелось говорить на научном языке, приводить статистику и объективные доводы. Внешкольные сюжеты позволяют нам увидеть советского ребенка на территории некоторой свободы, понять его "самость", ‒ добавил он.

Дальнейшая работа в рамках исследования будет проводиться "культурными блоками": "день рождения", "пионерский лагерь", "занятость в кружках ", "дворовые игры". "Сегодня все охают и ахают, что двор "ушел". Но у нас нет серьезных исследований, показывающих, что же происходило в том дворе. Если мы пытаемся восполнить недостаток двора, мы должны придумать эффективные способы его замещения. Прежде чем конструировать работу на спортивных площадках, нужно глубоко исследовать данную тему", ‒ подчеркнул профессор.

Поделиться: