В США лишь 55% поступивших в университеты получают диплом. Почему?

02 марта 2019
В мире

Дипломы о получении высшего образования в США получают чуть больше половины поступивших в вузы. Однако это усредненный показатель.

Одним студентам учеба просто не по карману, другие разочарованы качеством преподавания, поясняют американские эксперты в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование», пишет iq.hse.ru

Социальный лифт зависает

В Соединенных Штатах лишь 55% поступивших в университеты получают диплом о высшем образовании, отмечают американские эксперты Майкл МакФерсон и Франческа Перселл.

Отсев студентов составляет, соответственно, около 45%. И это одна из самых высоких цифр среди стран ОЭСР.

Сразу оговоримся, что речь об усредненном показателе. В Гарварде, Стэнфорде и других университетах первого ряда учебу заканчивают 95% студентов. Это вопрос эффективности работы и, несомненно, престижа. Низкий отсев говорит о качественном обучении и поддерживает репутацию заведения.

Тем не менее, средняя цифра отсева тоже значима. В России этот показатель — 21%, на уровне Франции и Бельгии. В Дании, Корее и Японии он ниже — от 11% до 17%. Средняя цифра среди стран ОЭСР — 31%.

На этом фоне американский показатель отсева — 45% — почти рекорд. МакФерсон и Перселл объясняют его дороговизной высшего образования в стране и недостаточным качеством преподавания.

По данным ряда исследований, причины ухода студентов из университетов могут быть самыми разными: от низкой успеваемости до появления нового хобби (спортивного и пр.). Так, к отсеву могут привести:

  • непомерная нагрузка;
  • эмоциональное выгорание;
  • разочарование в выбранном профиле;
  • новые жизненные обязательства;
  • плохие отношения с однокурсниками, неумение встроиться в коллектив;
  • сложности с адаптацией к студенческой жизни в целом и к корпоративной культуре университета.

Нередко уходу учащихся способствуют преподаватели и администрация вуза — они поддерживают однородность университетской среды и «отбраковывают» чужих среди своих.

Бремя займов

Послешкольное образование в США — почти всеобщее: в колледжи и университеты идут около 90% выпускников. Но с финансовой доступностью высшего образования все не так просто.

Студенты все больше влезают в долги, чтобы оплатить учебу. «Более 60% берут кредиты, — пишут авторы. — А недоучившиеся чаще всего испытывают трудности с возвратом долгов, что только еще сильнее ограничивает их экономические возможности». И это на фоне разговоров о доступности высшего образования со всеми его дивидендами — такими, как накопление капитала: человеческого (знания и навыки), социального (выгодные знакомства), культурного (новые запросы, общая эрудиция). Предполагается, что качественное высшее образование помогает хорошо трудоустроиться и повысить свои экономические возможности.

Особенно остро эти проблемы стоят перед студентами из бедных семей. Бросая учебу, они теряют шансы вертикальной мобильности.

А если рассуждать в масштабах страны, то отсев студентов ведет к будущей нехватке кадров. 

Вузы, исследователи и эксперты ищут способы снижения отсева: изучают сложности, мешающие студентам окончить курс, и предлагают меры помощи. Это работает. Так, Университет штата Флорида за несколько лет повысил долю выпускников с дипломами с 63% до 79%. Полезен и опыт Австралии и Англии, добавляют исследователи: в этих странах есть программы кредитования, в которых размер выплат зависит от дохода выпускников.

Но даже если удастся снизить отсев и долги по образовательным займам, «эта победа окажется бессмысленной», если студенты не будут получать необходимые знания, замечают МакФерсон и Перселл.

Поделиться: