С Западом — добрыми соседями, с Востоком — взаимозависимыми

Евросоюз должен рассматривать Беларусь как соседа, а не как страну, которая хочет вступить в ЕС, потому что у Минска такого желания пока что нет, заявляют в МИД Беларуси.

Семинар «Переосмысление суверенитета в современном мире» экспертной инициативы «Минский диалог» позволил узнать нынешнее официальное видение белорусской внешней политики, в пределах, разумеется, допустимого для обнародования.

Беларусь и ЕС

Вот как видит отношения Беларуси с Евросоюзом в нынешней ситуации заместитель министра иностранных дел Олег Кравченко«как отношения соседей», «мы хотим быть предсказуемыми соседями, больше чем просто потребителями, которые помогут с обеспечением безопасности и стабильности в регионе».

При этом, как подчеркнул Олег Кравченко, «Евросоюз должен рассматривать нас как соседа, а не как страну, которая хочет вступить в ЕС, потому что у нас такого желания пока что нет».

По словам замминистра, ЕАЭС, в котором состоит Беларусь, почти такое же как ЕС только «без политического аспекта». «Я верю, что Евразийский экономический союз будет развиваться в интересах его членов. Обсуждения, которые мы проводим, иногда, конечно, накаленные и активные. Но это доказывает, что страны заинтересованы в успешном развитии этой организации», - сказал Олег Кравченко.

Беларусь и РФ

Бывший замминистра иностранных дел, депутат Палаты представителей Валерий Воронецкий о России: «Мы как Республика Беларусь заинтересованы в тесных отношениях с Россией, это для нас очень важный фактор. Я бы не хотел ложного представления участников, что Беларусь полностью зависит от России и поэтому не имеет возможности для маневра. Страны взаимозависимы, и, поверьте, Россия точно так же зависит от Беларуси. Мы же заключали соглашения на равных, договоры, которые мы подписывали, были взаимовыгодны, и стороны на них соглашались».

По словам Воронецкого, у Беларуси есть «хорошие перспективы для укрепления собственных позиций и в регионе, и в Европе, нам нужно иметь добрые отношения и на Востоке, и на Западе, и на Юге, и на Севере».

Воронецкий говорит, что Беларусь не меняла кардинально видение своей внешней политики: «Беларусь заключила союзный договор с РФ, чтобы укрепить свои позиции на фоне тех санкций и давления со стороны Запада. Но мы не изменили своему принципу. Когда изменилась геополитическая ситуация в регионе, ЕС и США стали по-другому смотреть на роль Беларуси в регионе и ослабили хватку. Естественно, что на протянутую руку мы ответили тем же и начали взаимодействовать».

Переосмысление с малым прогрессом

Но действительного прорыва в отношениях с Западом пока не наблюдается. Так, по словам Кравченко, обсуждение текста документа о приоритетах партнерства между Беларусью и Европейским союзом, который планировалось подписать еще в прошлом году, зашло в тупик. «Я не готов сказать, что он завис навсегда. Все же мы настроены на то, чтобы пытаться найти какой-то компромисс. На данный момент, к сожалению, по этому документу мы находимся практически в тупике. Но это не значит, что переговоры на эту тему приостановлены или же окончены», - заявил журналистам Олег Кравченко. И что еще может предпринять Беларусь в противодействие позиции Литвы, которая препятствует подписанию документа, замминистра не знает: «Я не думаю, что именно наша сторона может что-то предпринять. На мой взгляд, мы вели себя достаточно гибко и конструктивно в желании согласовать этот текст».

Зато в МИД с оптимизмом смотрит на перспективы завершения переговоров с ЕС по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии — стороны находятся на «позитивном треке взаимодействия». Замминистра надеется, что соглашение будет подписано до того момента, как стоимость шенгенской визы вырастет до 80 евро. «Мы находимся, я бы сказал, уже на финальном этапе. Хотя гарантий каких-то давать не хотелось бы, потому что это двусторонний процесс. Но мы с оптимизмом смотрим на перспективы завершения переговоров», - заявил заместитель министра.

Год-другой — и чуть потеплеет

В отношениях Беларуси и США тоже оптимизм, но сдержанный — страны могут назначить послов через год-два, сказал Олег Кравченко. «Всегда есть практические вопросы, которые должны решать обе стороны, возможно, американская даже в большей степени, чем мы, потому что у них достаточно продолжительный бюрократический процесс. Но мы на пути к этому. Я перспективы решения этого вопроса оцениваю где-то в год-два», - сообщил замминистра.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: