С доступностью на Европейских играх не получилось

11 июля 2019
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Общество

Хуже всего было с информационной доступностью: «пресловутые инфопункты, к сожалению, для людей с инвалидностью были абсолютно бесполезными и бессмыссленными».

Офис по правам людей с инвалидностью представил результаты исследования «Мониторинг доступности II Европейских игр в Минске 21 – 30 июня 2019». Предмет мониторинга – степень доступности событий Европейских игр по отношению к лицам с инвалидностью в качестве посетителей, гостей, клиентов.

В октябре-ноябре 2018 года офис провел мониторинг доступности по нескольким минимальным критериям 71 объекта. Среди них 16 — места проведения соревнований; 12 — гостиницы и хостелы; центральный железнодорожный вокзал и автовокзал; отдельные торговые объекты и объекты культуры: центральные универмаги и магазины, кинотеатры, парки отдыха; транспорт.

Коммуникация и информация

Как отметил Сергей Дроздовский, глава Офиса по правам людей с инвалидностью, сотрудничество получилось с дирекцией Евроигр в плане определения степени доступности объектов игр для людей с особыми потребностями. Но «команда мониторинга предприняла попытки повлиять на информационный сервис дирекции Игр — безуспешно. Попытки найти каналы эффективного взаимодействия с принимающим городом Минском в вопросах инклюзивной подготовки к Играм также оказались безуспешными. Отсутствие подобия координирующего «штаба», отсутствие конкретных ответственных, лишило команду мониторинга шансов на взаимодействие», - подчеркнул он.

Самым первым фактором, влияющим на доступность Игр, является информация о самих Играх в контексте фактора инклюзивности и недискриминационности. Официальным источником значимой информации стал сайт дирекции Игр (имеющий 19 медиапартнеров) — он не содержит специальной значимой информации для лиц, имеющих особые потребности. Подборка новостных репортажей о подготовке в части доступности Игр, включении в качестве звездных представителей и факелоносцев лиц с инвалидностью, не может дать гостям точные данные как приехать, где ночевать, где питаться, как перемещаться по Минску, где найти своевременную социальную и специфическую поддержку, и прочее. «Зрительский гид», карты объектов, официальная информация для гостей Игр, не содержит информации о доступности ни одного из сотен объектов для участников игр с инвалидностью (за исключением упоминания о наличии парковок для машин людей с инвалидностью у спортивных объектов). «Отмечая значительный прирост информационных продуктов Игр, мы вынуждены отметить их безучастность к качеству инклюзивности и доступности. Можно говорить о том, что за последние 5 лет — в 2014 году мы проводили мониторинг доступности Чемпионата мира по хоккею — Беларусь нисколько не продвинулась в обеспечении информационной доступности», - сказал Сергей Дроздовский.

Транспорт

Центральный железнодорожный вокзал и национальный аэропорт «Минск 2» – ключевые точки прибытия гостей Игр – в наибольшей степени (наряду с аренами) насыщены элементами доступной среды. Аэропорт, в своем развитии, может сравниваться с уровнем многих зарубежных. Следует отметить наличие специализированного раздела на сайте аэропорта для пассажиров с инвалидностью. Но в Национальном аэропорту фактически не работают специальные элементы доступности (звуковые информаторы для незрячих, справочной информациина языке Брайля в инфопунктах, отсутствие доступных рейсов общественного транспорта до города для пассажиров с инвалидностью).

Для центрального ж/д вокзала характерен более обширный перечень проблем: недостаточная обеспеченность доступными вагонами и укомплектованность ими составов различных направлений (как международные так и местные линии), отсутствие специализированных информаторов для незрячих, печатной инфопродукции, в т.ч. на языке Брайля; недоступность привокзальной инфраструктуры и транспорта, недоступность специальных парковок – высокие бордюры на переходах через дороги, отсутствие механизма посадки пассажиров с платформы в любой вагон).

Автовокзал гораздо менее отвечает нормам доступности: паркинг не отвечает нормам доступности, кассы не имеют пониженных окошек, нет информации в доступных форматах, мизерное количество указателей и информации для лиц с инвалидностью, нет звукового информатора, санузел работает в режиме создающем проблемы, нет приспособлений и возможности посадки/высадки пассажиров с затрудненной мобильностью.

Арены, стадионы

Места проведения игр в наибольшей степени доступны для болельщиков с инвалидностью. Однако даже при этом они имеют критические замечания. Так, в «Минск-Арену» фактически невозможно попасть, если из центра города перемещаться на общественном транспорте – из-за недоступности подземного перехода. В других аренах – похожая ситуация. Некоторым образом, решал проблему сервис шаттлов, курсировавших во время Игр. Условия доступности арен неполные для людей с разными видами инвалидности: спорткомплексы имеют лучшее обеспечение доступности в отношении лиц с физическими ограничениями, худшее для лиц, имеющих сенсорные нарушения. При этом авторы мониторинга отмечают, что на аренах была обеспечена работа волонтеров, оказывающих болельщикам с особыми потребностями необходимую помощь по сопровождению.

Фанзоны, по словам Сергея Дроздовского, соответствовали привычному облику проводимых в Минске массовых мероприятий, имели минимальные дополнительные приспособления для нужд зрителей с инвалидностью — специализированные биотуалеты в ряду общих. «Кроме того, как оказалось, при организации фан-зон, зон отдыха на время проведения игр доступность можно испортить до невозможности. Короба для проводов и кабелей, которые укладывали практически везде в этих зонах, перекрывая проходы, стали бичом этих Игр. Обычный человек, даже маленький ребенок, может его перешагнуть, а вот детская коляска не переедет. Не переедет и инвалидная коляска, особенно электрическая. Люди были вынуждены обращаться к прохожим за помощью», — сказал глава Офиса. Оказались недоступными для людей с инвалидностью летние веранды и кафе, которые из года в год не учитывают никакие критерии физической доступности.

Гостиницы и хостелы

Ситуация с местами проживания гостей Игр выглядела «несколько противоречиво», отмечают авторы исследования. Информация о доступности мест проживания не являлась обязательной и важной у организаторов. Собственное же указание на наличие специализированных номеров на сайтах отелей есть не всегда. И как показывает мониторинг не всегда достоверно с точки зрения стандартов. 9 обследованных ранее хостелов так и остаются недоступными для гостей с особыми потребностями, не имеют сервиса специализированных номеров. Среди наиболее распространенных препятствий следует выделить отсутствие специализированных парковочных мест в пределах 50-ти метров от входа, отсутствие или критическое нарушение параметров пандусов, отсутствие специализированных туалетов наравне с имеющимися общими. Оценивая номера, следует указать на нефункциональное дизайнерское наполнение номеров, относительно специальных потребностей постояльцев, приводящее либо к невозможности использования номера, либо к ощущению дискомфорта и неудовлетворенности, почти полное отсутствие системы оповещения и вызова помощи.

Питание и развлечения

Система общественного питания в наименьшей степени готова к приему болельщиков с особыми потребностями Игр. Так, при сохранении обычного проблематичного уровня доступности капитальных сооружений, рестораны и кафе при оборудовании летних площадок соблюдали нормы доступности. Это делает их неприступными для лиц с инвалидностью. При этом ни один из официальных сайтов заведений общепита не содержит предупреждения о недоступности заведения.

Невысокую степень доступности продемонстрировали места культуры, отдыха и развлечений. Даже если музей или кинотеатр снабжен пандусом и прочими элементами, то отсутствие специализированного доступного туалета – общераспространенное явление. При этом достаточно странно наблюдать радикальное отличие в худшую сторону Национального художественного музея от Музея ВОВ.

Рекомендации

Офис по правам людей с инвалидностью направил в различные госорганы свои рекомендации на основе мониторинга.

Главные из них:

- использовать международный опыт. Разработаны международные нормы, стандарты, рекомендации для подготовки массовых мероприятий;

- консультироваться с местными экспертами и НГО, которые занимаются инвалидностью и знают, как организовывать инклюзивные мероприятия;

- сервис доступности должен быть полноценным и комплексным;

- информировать о доступности и делать информацию доступной;

- обеспечивать безопасность людей с инвалидностью;

- обучать персонал взаимодействию с людьми с инвалидностью.

Поделиться: