АР

Павел Усов: Лукашенко скорее наставит российских баз, чем пойдет на реформы экономической системы

15 декабря 2015
Юрий Дзенич, Thinktanks.by
Политика
АР

Сколько бы ни было «диалогов» с Европой, решающее и последнее слово в делах Беларуси останется за Кремлем.

Сразу две европейские делегации посетили Минск на прошлой неделе. 7-9 декабря в Минске работала миссия экспертов во главе с начальником отдела Восточного соседства генерального директората Европейской комиссии по политике соседства и переговорам о расширении Матье Буске.

А уже 9-10 декабря в Минск нагрянула делегация Европейского союза во главе с заместителем управляющего директора по делам Европы и Центральной Азии, директором департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом и заместителем генерального директора Генерального директората по вопросам соседства и расширения Европейской комиссии Катариной Матерновой.

Европа пытается активизировать двусторонние отношения?

О возможных сценариях белорусско-европейских отношений свое  мнение в интервью Thinktanks.by высказал руководитель Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов

- Официальный Минск освободил политзаключенных, Евросоюз заморозил на четыре месяца санкции в отношении белорусских чиновников. На том белорусско-европейские отношения замерли. Почему? Ведь ЕС даже не сделал никаких жестких заявлений по поводу президентской кампании.

- Сегодня белорусское направление не являются приоритетным для Европы и Запада в целом. Теракты в Париже, военная операция в Сирии отложили белорусский вопрос на самую дальнюю полку в европейской политике. Европа полностью удовлетворена тем, что в нашей стране ничего не происходит, а наличие авторитарного режима уже никого не беспокоит. Поэтому состояние «тишины» в отношениях между ЕС и Беларусью будет основным в ближайшее время. При этом не следует забывать, что отмена санкций – это вершина возможностей европейской политики в отношении Беларуси, ничего больше этого Европа не в состоянии предложить. 

- Похоже, Евросоюз пытается подтолкнуть двусторонние отношения, направив в Минск сразу две миссии:  вначале приехали эксперты Восточного партнерства, затем – делегация ЕС. В чем состояла их задача?

-Я очень скептически отношусь к разного рода делегациям западных политиков, так как никакого реального наполнения эти встречи иметь не могут. Главным образом, подобные встречи всего лишь имитация бурной деятельности европейских политиков, самообман и попытка убедить себя в том, что выбранная стратегия верна. У европейских политиков сформировалась абсурдная логика, которая строится на том, что если можно поехать в Беларусь в составе статусной группы, то это означает, что белорусские власти меняют свои внешнеполитические ориентиры. Безусловно, Минск будет играть на этих европейских иллюзиях, на короткой памяти западных чиновников, чтобы получить максимальную выгоду. 

- Минск и делегация ЕС утвердили план программы «Европейский диалог для модернизации Беларуси». Что представляет собой этот план и сама программа ЕДМ? Можно ли говорить об успехе предыдущего этапа ЕДМ?

- Первая попытка запустить ЕДМ окончилась полным провалом. Таким же провалом закончится и вторая попытка ЕДМ. Если до сих пор европейцы не поняли суть и природу политического режима в Беларуси, его целей и устремлений, то ЕС никогда не выработает содержательной и эффективной стратегии. Для белорусского авторитарного режима модернизация или реформы – это самоубийство, Лукашенко, скорее, наставит российских баз в стране, чем пойдет на реформы экономической системы. Поэтому ЕДМ-2 станет абсолютно бессмысленной растратой средств европейских налогоплательщиков, которые можно было бы направить на более благородные и нужные цели, чем на не неуклюжие попытки «состряпать» морковку для Лукашенко.

- Что тормозит подписание соглашения об упрощении визового режима? Виганд заявляет о готовности его к подписанию, Купчина опровергает еврочиновника буквально на следующий день.

- Вопрос виз - это довольно яркий показатель сути белорусско-европейских отношений. Стороны совершенно по-разному смотрят на одни и те же проблемы, что и неудивительно. Только европейцы почему-то не могут этого понять. Для Минска упрощение визового режима не является приоритетным. Белорусским властям совершенно наплевать на комфорт своих граждан, тем более, что снижение цен на визы может увеличить число выезжающих за границу, а следовательно, может привести и увеличению оттока валюты, а также усилению «тлетворного влияния» Запада. Визовый барьер - это пояс безопасности для белорусской системы, особенно на фоне ухудшения экономической ситуации в стране.

- ЕС готов удвоить финансирование Беларуси в 2016 году, помочь со вступлением в ВТО, содействовать получению европейских кредитов, заявил Гуннард Виганд на брифинге в Минске. Это безусловная помощь, которую Брюссель готов предоставить здесь и сейчас, или она обставлена определенными условиями?

- Европейский союз не ставит жестких политических условий белорусским властям, однако кредитование Беларуси международными финансовыми институтами зависит от, того пойдет ли Минск на реформы.

- Предложения Евросоюза достаточно привлекательны, если учесть финансовое состояние Беларуси. Официальный Минск просит кредиты у МВФ, у ЕФСР, однако перспективы этой помощи весьма смутные. Так почему бы не воспользоваться предложением ЕС?

- Получение западных кредитов - это главная цель, ради которой Лукашенко затеял всю эту показушную игру с Западом. Именно потому он затягивает с объявлением насчет размещения российской базы. Сейчас существует благоприятная политическая конъюнктура для получения Беларусью западных кредитов, поэтому Минск будет имитировать готовность к реформам, создавать иллюзию проевропейскости. Но как только кредит будет выделен (или его выделение затянется на неопределенное время), все эти игры закончатся. Так или иначе, в Беларуси не будет никаких реформ, никакой геополитической переориентации.

- Безусловно, на пути белорусско-европейских отношений стоит Кремль. Отложив визит Лукашенко в Москву на 20 дней, Путин указал белорусскому руководителю его роль и место. Сейчас между Минском и Москвой установились весьма напряженные отношения, которые не сулят особых преференций Лукашенко. А деньги очень нужны…

- Я бы не стал сгущать краски, и говорить о напряженности в отношениях с Кремлем. Беларусь полностью зависит от России, и в Москве понимают, что Лукашенко никуда не денется. В Кремле также существует ясное представление о том, что «игры Минска с Западом» - это только игры, за которыми не последует никаких серьезных практических шагов. Интересы России в Беларуси защищены существующим режимом, Москва будет и дальше их успешно продвигать. Сколько бы ни было «диалогов» с Европой, решающее и последнее слово в делах Беларуси останется за Кремлем.  


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: