Чему учить в школе: мыслить или просто слушаться взрослых?

31 мая 2016
Евгений Кириллов, Завтра твоей страны
Общество

Белорусская школа делает работу над ошибками, совершенными в 2008 году при переходе с 12-летнего на 11-летний срок обучения.

Именно тогда было ликвидировано профильное обучение, возвращением которого теперь так гордится Минобразования. В учебных программах появляются и предметы, которые были отменены, пишет Завтра твоей страны.

Поэтапно будет вводиться учебный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности». Предмет «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура» пятиклассники стали изучать с сентября 2015 года. Он пришел на смену предмету «Мировая художественная культура», который убрали из школьной программы в 2008 году.

Однако локальное введение тех или иных дисциплин не делает погоды в образовании, уверена эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич.

— Если не меняется общий подход,  а сохраняются идеологический контроль в образовании и множество дисциплин без определения цели обучения, не имеет значения, какие предметы вводятся в школьную программу, — говорит эксперт. — Хотя вне контекста такая дисциплина, как «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура» является очень важной. Я не понимаю, почему ее убрали из программы некоторое время назад.

В системе школьного образования при принятии решения — вводить или не вводить тот или иной предмет — начинаются споры. Почему по одному предмету два часа, а по другому — три, физику надо изучать с шестого класса или с седьмого?

— Эти дискуссии чаще всего безрезультативны, поскольку непонятно, относительно чего дается оценка, какого предмета должно быть меньше, какого больше. Нет ответа на вопрос, чему мы хотим научить детей в школе — мышлению или просто слушаться взрослых, — считает Светлана Мацкевич.

Ответ на вопрос «Какова цель обучения?» должны давать те, кто занимается образовательной политикой. Например, Национальный институт образования. Однако это учреждение теперь занимается, прежде всего, методическими разработками. Глобальных научных исследований на уровне изучения развития современных систем образования, поиска содержания нет, отсутствует стратегический менеджмент в образовании.

— У нас занимаются лишь технологией образования, но технология — это оптимальный вариант для достижения целей, а вот их как раз и нет, — констатирует эксперт.

Когда в гимназии № 74 г. Минска ученик с ножом напал на учительницу, в обществе началась дискуссия о том, как обеспечить безопасность, как наказать ученика.

— А ведь  это происшествие является следствием нерешенности целой серии социально-педагогических проблем, возникающих в школе, — считает Светлана Мацкевич. — Это результат позиционного конфликта между социальными группами, причиной которого является утеря целей, задач, предназначения школы.  

По мнению эксперта, в школе все заняты формализацией, отчетами. Детей учат говорить одно, делать другое.

— Знания — вещь наживная, а вопросы коммуникации, социальных отношений и моральных норм — очень важная задача, — считает Светлана Мацкевич. — Школа нужна, чтобы передавать знания, устанавливать соответствующий тип культуры, социальных отношений. В школе должны формировать культуру и нормы поведения, учить детей цивилизованно решать конфликтные ситуации.

Верните детям Беларусь

Проблема белорусской школы не в количестве лет обучения, не в отсутствии или присутствии тех или иных предметов, а в том, что происходит во время обучения, считает преподаватель Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), писатель Виктор Мартинович.

— Контент, который загружается в голову в период школьного обучения, чудовищен, — говорит эксперт. — Если посмотреть на учебные планы белорусской школы глазами литовца, поляка или украинца, станет заметно, что мы живем временами СССР. Выпускникам школ из Беларуси не хватает базового понимания, что СССР давно нет, а белорусы не являются частью советской культуры, не хватает ориентировки на Беларусь.

Эксперт считает, что учебники по истории Беларуси периода XIX и XX веков надо менять.

— Зачем нам глубокое знание русской литературы при полном незнании белорусской? Чтобы воспитывать юных белорусов, нужно вспомнить, что у нас есть  Беларусь! — отмечает Виктор Мартинович.

И в курсе мировой культуры, подчеркивает писатель, важно устранить перевес русской культуры над белорусской, доносить содержание таким образом, чтобы «это было изложение для белорусов, а не для советских людей».

Виктор Мартинович полагает, что белорусы должны знать искусство Марка Шагала,  Льва Бакста, «поскольку они наши», и Кандинского, которого ценят западноевропейские историки искусства. По мнению эксперта, школьники должны изучать искусство эпохи Возрождения, Ренессанса.

— Я бы говорил о более глубокой школьной реформе, которая подразумевала бы отказ от всего советского, в том числе советской оценки нашего прошлого, советских методик и учебных программ, — резюмирует эксперт. — Понимаю, что семья не может противостоять системе, но хотел бы все же посоветовать молодым семьям дополнять школьное образование. Постарайтесь дать ребенку почитать «Краіну Беларусь» Владимира Орлова, прозу современных белорусских авторов. Даже если они прочтут ее на русском, там будет и про историю, и про ренессанс. Старайтесь говорить с детьми и ездить по Беларуси.

Если ребенок будет воспитан только на том, что дают в школе, он будет, мягко говоря, жителем другого века, который давным-давно закончился и другой империи, которая распалась, убежден эксперт. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: