Государственные онлайн-услуги: белорусская ситуация

30 августа 2016
Thinktanks.by
Общество

Построение эффективной системы электронного правительства в Беларуси должно обеспечить большую экономическую эффективность и новый уровень транспарентности государственного управления.

Республика Беларусь по оценке ООН относится к группе стран с высокой динамикой развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), занимая 49 место из 193 стран в Индексе развития электронного правительства (E-Government Development Index), при этом в Индексе электронного участия (E-Participation Index) Беларусь в 2016 г. заняла только 76 место . Такая значительная разница в значениях двух индексов ООН для Республики Беларусь подтверждает тезис о превалировании технократического подхода в конструкции беларусского профиля электронного правительства.

Об этом идет речь в исследовании  "Государственные услуги онлайн: от предоставления информации к электронному правительству", которое было представлено приглашенным экспертом SYMPA/BIPART Андреем Сушко в Минске.

Ориентация на власть

Ссылаясь на эксперта e-Belarus Марину Соколову, автор исследования обратил внимание,  что Беларусь в последние годы сосредотачивается на создании общегосударственных межведомственных электронных систем, в результате основной̆ характеристикой̆ крупных реализованных проектов является ориентация государственных учреждений, прежде всего, на собственные потребности, нежели на интересы пользователей-граждан.

«Не отрицая важность создания государственных информационных систем в функционировании государства, стоит предположить, что технократический подход и акцент на «информатизацию государственного управления» не соответствует современному пониманию задач национальной системы электронного правительства», - пишет Андрей Сушко.

По оценкам экспертов, сегодня Беларусь находится на втором, т.н. «информационном» этапе развития электронного правительства, который характеризуется односторонним предоставлением информации пользователям со стороны государственных органов. Только в последнее время начинают появляться сервисы третьего – «интерактивного» этапа в получении электронных услуг, когда в онлайне можно заполнить и/или предоставить электронные формы, а в дальнейшем совершить только, например, один визит в государственный орган для того, чтобы получить необходимые документы или подписать их.

Забывая  о потребителе

Автор исследования отмечает, что государственные органы и организации Беларуси предоставляют сведения о своей деятельности, не ориентируясь на предполагаемую активную позицию потребителей информации. Они руководствуются, главным образом, собственными представлениями о том, какая информация необходима потенциальным ее получателям.

 «Характеризуя в целом Единый портал электронных услуг (portal.gov.by) , стоит отметить, что из более 60 процедур, предоставляемых в настоящее время, только 19 из них рассчитаны на физических лиц. При этом доступные процедуры, на наш взгляд, не представляют большой социальной важности и востребованности среди потенциальных пользователей», - говорится в исследовании.

Выводы

Андрей Сушко напоминает, что Беларусь занимает достаточно высокие позиции в международных рейтингах, отражающих развитие национального профиля электронного правительства.  Однако, на взгляд исследователя,  такое положение складывается не в следствии широкого проникновения электронных услуг в жизнь общества, а в силу высокого потенциала человеческого капитала и наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры.

По мнению эксперта, недостаток правового регулирования в сфере доступа к информации приводит в ограничению прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных органах и их деятельности. При этом отсутствие должного надзора за правоприменительной практикой делает малоэффективными существующие механизмы предоставления гражданам информации о государственных услугах. Информация, размещаемая на официальных сайтах зачастую является неполной, сложноструктурированной и не отвечающей стандартам транспарентности и потребностям пользователей.

Кроме того, в законодательстве нет единого определения государственной электронной услуги – из-за этого зачастую под этим определением подразумевается и информирование об административных процедурах, и предоставление информации о деятельности государственных органов и организаций, а также непосредственно интерактивные сервисы государственных услуг.

« Принятые в последние годы государственные стратегии и программы в сфере развития электронного правительства предусматривают ряд серьёзных мер по углублению электронного взаимодействия граждан и государственных органов, при этом при сохранении сегодняшнего темпа развития в этой области, достичь прогнозных показателей, по нашему мнению, без наличия выраженной политической воли и координации с различными игроками из экспертного сообщества, гражданского общества и бизнеса, будет затруднительно», - резюмирует автор работы.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: