Электронное правительство в Беларуси тоже едет по специфическому пути

18 октября 2016
Общество

По большинству созданных сервисов Беларусь находится только на втором этапе построения электронного правительства.

Наша страна и здесь умудрилась пойти своим, специфическим путем, поставив под угрозу реализацию всех планов по созданию E-Government.

По оценке ООН , относится к группе стран с высокой динамикой развития информационно-коммуникационных технологий, так как занимает 49 место из 193 стран в индексе развития электронного правительства (E-Government Development Index). При этом в индексе электронного участия (E-Participation Index) Беларусь в 2016 году заняла только 76 место. Такую значительную разницу в значениях двух индексов ООН для Беларуси подтверждает тезис о превалировании технократического подхода в конструкции белорусского профиля электронного правительства, считают исследователи Bipart.

По мнению эксперта e-Belarus Марины Соколовой, государство в последние годы сосредотачивается на создании общегосударственных межведомственных электронных систем. В результате основной характеристикой крупных реализованных проектов является ориентация государственных учреждений, прежде всего, на собственные потребности, нежели на интересы тех, кто пользуется электронными сервисами, то есть обычных пользователей-граждан. Хуже всего, что белорусские власти даже не понимают, что технократический подход и акцент на «информатизацию государственного управления» не соответствует современному пониманию задач национальной системы электронного правительства.

По оценкам экспертов, сегодня Беларусь находится на втором, так называемом «информационном» этапе развития электронного правительства, который характеризуется односторонним предоставлением информации пользователям со стороны государственных органов.

Только в последнее время начинают появляться сервисы третьего - «интерактивного» этапа в получении электронных услуг, когда в онлайне можно заполнить или предоставить электронные формы, а в дальнейшем совершить только, например, один визит в государственный орган для того, чтобы получить необходимые документы или подписать их.

Нормативные требования к размещению информации онлайн и фактическое наличие сведений на официальных сайтах госорганов в настоящее время не позволяют говорить о свободном и открытом «доступе к информации» государственного сектора, поскольку не рассматривают субъекта (гражданина, юридическое лицо) как инициатора возникновения правоотношения, определяющего содержание объекта правоотношений (информации государственных органов), отмечается в исследовании Bipart.

В белорусском законодательстве до сих пор даже нет единого подхода к определению государственной электронной услуги или сервиса. Из-за этого и информирование об административных процедурах, и предоставление информации о деятельности государственных органов и организаций, и непосредственно интерактивные сервисы (например, размещаемые на едином портале электронных услуг) зачастую называются электронными услугами, при этом происходит смешивание по своей сути разных поколений услуг, которые характерны для разных этапов развития электронного правительства.

Так одним из важных шагов государства в построении электронного правительства стало обязательное размещение информации об административных процедурах на официальных сайтах госорганов. Однако представление этой информации находится на низком уровне, так как нет единой информационной системы, обобщающей информацию об административных процедурах, а также нет комплексного видения перевода их в электронный формат.

Характеризуя в целом единый портал электронных услуг, исследователи Bipart отмечают, что из более 60 процедур, предоставляемых в настоящее время, только 19 рассчитаны на физических лиц. Но даже эти 19 процедур не представляют большой социальной важности и востребованности среди потенциальных пользователей. Как показывает анализ действующих электронных сервисов, разработчики E-Government не думают об удобстве пользователей, поэтому формально подходят к структурированию информации.

Например, раздел единого портала электронных услуг, содержащий ссылки на внешние сервисы, является крайне неудобным: информация представлена в неструктурированном виде, что делает этот раздел непривлекательным для использования, сервисы отнесены к категориям условно, при этом смешаны ссылки на официальные сайты, информационные базы и непосредственно электронные услуги.

Стоит отметить, что принятые в последние годы государственные стратегии и программы в сфере развития электронного правительства предусматривают ряд серьезных мер по углублению электронного взаимодействия граждан и государственных органов.

Так в Стратегии развития информатизации в республике Беларусь на 2016-2022 годы одной из задач является вхождение в число первых 50 стран в индексе электронного участия ООН. При этом доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде в 2022 году, должна составить не менее 75%.

По мнению экспертов, достичь этих показателей при сохранении нынешних темпов развития E-Government будет затруднительно, если белорусские власти не привлекут к процессу различных экспертов из гражданского общества и бизнеса.

Ежедневник


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: