фото flickr.com

CSFPS: Главная задача Минска - корректно противостоять давлению Москвы

17 января 2017
Политика
фото flickr.com

Угроза провоцирования внутреннего конфликта в Беларуси со стороны России сейчас является максимальной и будет оставаться таковой на протяжении большей части 2017 года.

Таков один из основных выводов, содержащихся в новом докладе белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований (CSFPS) «Односторонние действия Российской Федерации в отношении Республики Беларусь в 2017 году. Оценка угрозы». Данная работа посвящена возможным односторонним действиям российской стороны по обеспечению военно-политического контроля над Беларусью в период первых 10 месяцев 2017 года. Это второй доклад из серии, посвящённой развитию белорусско-российских отношений. Его авторами, как и в прошлый раз стали директор центра Арсений Сивицкий и руководитель программы российских исследований центра Юрий Царик.

Как отмечают авторы доклада, сегодня белорусско-российские отношения характеризуются полномасштабным комплексным кризисом, который включает как разногласия по конкретным вопросам экономического содержания, так и противоречия по фундаментальным вопросам стратегического и военно-политического характера.

Список проблем

На взгляд исследователей, наиболее острыми в повестке дня двусторонних отношений являются восемь вопросов:

1) одностороннее давление Российской Федерации на Республику Беларусь с целью добиться разрешения белорусской стороны на размещение на своей территории российских войск на постоянной основе;

2) не согласованный с белорусской стороной план Москвы по отправке в Беларусь в 2017 году 4162 вагонов с грузами военного назначения (в 20 раз больше, чем во время учения «Запад-2013»), что косвенно свидетельствует об односторонних приготовлениях к мероприятиям стратегического развёртывания вооруженных сил Российской Федерации на белорусской территории;

3) несогласие белорусской стороны на оплату поставок российского газа по контрактной цене в связи с резким снижением мировых цен на энергоносители по сравнению с уровнем, зафиксированным в контракте;

4) отказ российской стороны поставить ранее оговоренный объём нефти для переработки в Республике Беларусь (в увязке с газовым вопросом, а также с вопросом о поставках белорусских нефтепродуктов в Россию), отказ белорусской стороны поставить ранее оговоренный объём произведённых нефтепродуктов на российский рынок в силу экономической нецелесообразности;

5) политически мотивированное давление российской стороны с целью принудить белорусскую сторону осуществлять экспортные поставки нефтепродуктов не через прибалтийские, а через российские порты;

6) отказ России от сохранения прежнего порядка пересечения белорусско-российской границы гражданами третьих стран, блокирующий движение через территорию Республики Беларусь пассажиров, направляющихся из третьих стран на территорию Российской Федерации;

7) вероятно политически мотивированная задержка выплаты очередного транша кредита со стороны Евразийского фонда стабилизации и развития;

8) усиливающееся недоверие между белорусской и российской сторонами на всех уровнях двусторонних отношений, а также в рамках интеграционных образований.

Стимулы для провокации

Авторы доклада считают, что в условиях комплексного кризиса белорусско-российских отношений, а также учитывая ход развития международной ситуации и российской внутренней политики, российская сторона получает всё больше стимулов для разрешения складывающейся ситуации в одностороннем порядке. Такое разрешение ситуации состоит в обеспечении полного военно-политического контроля российской стороны над Республикой Беларусь в одностороннем порядке, будь то в результате смены режима или применения крайних форм давления на ныне действующее руководство Беларуси. То есть, в настоящее время вероятность того, что российское руководство примет (или приняло) решение о провоцировании внутреннего конфликта и/или о насильственной смене конституционного строя в Беларуси, является высокой.

При этом риски, вытекающие из подобных действий российской стороны, для неё самой являются минимальными. 

Вероятность же того, что страны Запада смогут резко нарастить поддержку белорусскому руководству в случае его открытого противостояния с Москвой, стремится к нулю. Возможности Китайской Народной Республики в данной сфере также сужаются в силу особенностей текущей экономической и международной динамики.

«С точки же зрения внутриполитической динамики российская сторона обладает достаточным количеством и качеством активов в Беларуси для того, чтобы удерживать контроль над белорусской стороной в условиях почти любых новых политических реалий», - убеждены авторы доклада.

Логика потенциального развития конфликтной динамики в Беларуси

Вероятные действия Российской Федерации по провоцированию внутреннего конфликта и/или насильственной смене конституционного строя следует рассматривать в качестве актуальной угрозы, полагают эксперты CSFPS. При этом они выделяют ряд ограничений, действующих для Российской Федерации при реализации данного замысла.

По мнению Арсения Сивицкого и Юрия Царика, российская сторона будет стремиться к обеспечению легитимности при попытке установления военно-политического контроля над Республикой Беларусь. Такая легитимность должна быть обеспечена как со стороны российского, так и со стороны международного общественного мнения.

«Со стороны российского общественного мнения легитимность может быть обеспечена в рамках двух типов нарративов. Нарратив первого типа может состоять в том, что действующее руководство Республики Беларусь якобы стало жертвой выступлений «прозападной националистической оппозиции», а Российская Федерация, вмешиваясь в ситуацию, «содействует восстановлению законной власти и конституционного порядка».

Нарратив второго типа может состоять в том, что действующее руководство Республики Беларусь само отвернулось от России и стало союзником Запада против Москвы. В таком случае Российская Федерация будет просто защищать свои национальные интересы.

Следует отметить, что первый из этих двух нарративов проще в трансляции и является более убедительным. Однако действия в рамках второго из названных нарративов также возможны. Кроме того, границы между ними могут стираться (активизация «прозападной оппозиции» может представляться как следствие «поворота на Запад», как это представлялось в отношении политической ситуации в Украине при В.Януковиче)», - полагают авторы доклада.

Активы воздействия

Исследователи также придерживаются мнения, что при решении задачи установления военно-политического контроля над Беларусью наиболее вероятным сценарием следует считать использование российской стороной гибридных стратегий с акцентом на политические инструменты. При всём многообразии возможных сценариев общий замысел наиболее вероятной стратегии будет состоять в том, чтобы, используя подконтрольные элементы на территории Беларуси, инсценировать нападение «прозападной националистической оппозиции» на органы власти и управления нашей страны.

«В данном контексте важнейшими элементами стратегии следует считать:

1) общее нарастание конфликтности в белорусском обществе, которое создаёт фон для выступления контролируемых Россией элементов;

2) наращивание контролируемых Россией элементов, их количества, ресурсов, возможностей», - отмечается в докладе.

На взгляд его авторов,  существует ряд активов российской стороны в Беларуси.

Среди них - ультраправые элементы, в частности, фанатские группировки, влияние в сфере государственной безопасности (негласные контакты в сообществе госбезопасности и посредством этого влияние на работу соответствующих структур), инициирование раскола в правящей элите и расширение репрессивных практик, воздействие российской стороны в экономической и информационной сферах, действия России на международной арене и другие.

По мнению экспертов, инструментарий российской стороны, а также другие методы её работы, могут быть использованы в самых разных сочетаниях в рамках различных сценариев.

В то же время ответ белорусской стороны в стратегической перспективе и в каждой конкретной ситуации должен вырабатываться и реализовываться, исходя из необходимости нейтрализации сразу всех опций российской стороны.

Перспективы взаимодействия

Авторы доклада приходят к выводу, что угроза провоцирования внутреннего конфликта в Беларуси со стороны Российской Федерации является максимальной в настоящее время и будет оставаться таковой на протяжении большей части 2017 года. Серьёзность этой угрозы такова, что противодействие ей станет основным содержанием действий белорусского руководства в области национальной безопасности в обозначенный период.

«Тем не менее, природа названной угрозы такова, что успешное противодействие ей возможно лишь на основе комплексного устойчивого развития. Попытка российской стороны инспирировать внутренний конфликт в Беларуси и жёсткое противодействие белорусской стороны данной попытке не должны привести к общей деградации белорусско-российских отношений и переходу их к той или иной форме тотальной конфронтации. В настоящее время в силу специфики внутренней политической борьбы и внешнего влияния Российская Федерация втягивается в очередной цикл роста агрессивности. Данная динамика подталкивает Москву к тому, чтобы отдавать приоритет односторонним действиям перед многосторонними. В этом контексте под угрозой оказываются не только белорусско-российские отношения, но и межгосударственная интеграция на постсоветском пространстве в целом. А в случае нарастания белорусско-российской конфронтации нельзя исключать полномасштабного военного вторжения российской стороны на территорию Республики Беларусь», - отмечают представители CSFPS.

Поэтому, на их взгляд, способность корректно противостоять давлению Москвы, отстаивая собственные позиции, но не переходя к конфронтации с Россией, представляет собой главную задачу, стоящую на данном этапе перед Беларусью.

«В случае, если Беларуси удастся решить данную задачу и предотвратить переход описанной угрозы со стороны Российской Федерации в реальный внутренний конфликт, с четвёртого квартала 2017 года международная обстановка может измениться к лучшему и открыть возможность для нового принципиального и открытого обсуждения белорусско-российских отношений», - убеждены авторы доклада.

Поделиться: