Российский нефтяной секвестр – удар по Беларуси и Украине

20 марта 2017
Татьяна Маненок, Наше мнение
Экономика

Сокращение Россией поставок нефти в Беларусь серьезно бьет не только по всей нефтепереработке страны, но и по лидерским позициям отечественных нефтяников на самом выгодном для них рынке – украинском.

Можно предположить, что к лидерству белорусов на рынке автомобильного топлива в Украине в Москве относятся неравнодушно. Получается так, что Беларусь перерабатывает беспошлинную российскую нефть и затем около трети всего экспортного объема нефтепродуктов поставляет в Украину – на некомфортный рынок для российских компаний.

Мотивация и аргументация

Недовольство этим обстоятельством могло послужить причиной письма Минэнерго РФ российским нефтяным компаниям-владельцам сети АЗС в Беларуси. Как сообщили на днях СМИ, в письме ведомство отмечает, что считает нецелесообразным поставки в Беларусь дизтоплива в больших объемах, так как страна имеет свои большие мощности по переработке нефти. В «Белнефтехиме» сказали, что не располагают этим документом.

Российские нефтяные компании имеют разветвленную автозаправочную сеть на территории Беларуси. На 1 января 2016 года насчитывалось 824 АЗС. Из них 552 АЗС находились в собственности организаций, входящих в состав концерна «Белнефтехим» (преимущественно – гособъединения «Белоруснефть»), 81 АЗС – ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочим предприятиям. За минувший год эти данные принципиально не поменялись. Известно, что «Белоруснефть» увеличило количество своих АЗС до 560.

«Белоруснефть» является ключевым игроком на отечественном рынке нефтепродуктов. Совокупная доля этой компании на внутреннем рынке светлых нефтепродуктов составляет сейчас около 70%. Еще 30% – доля российских компаний. Для того, чтобы обеспечить свою сеть топливом, у российских НК есть два варианта: переработать нефть на белорусских НПЗ (у них есть возможность перерабатывать до 50% всего объема импортируемой из РФ нефти) и поставить топливо на АЗС в Беларуси, либо завезти нефтепродукты из России. Сейчас компании используют оба способа.

Однако в последние 2-3 года российские компании стали довольно активно завозить топливо в Беларусь. Дело в том, что при поставках топлива в рамках единого таможенного пространства не надо платить экспортную пошлину. Поэтому некоторым российским операторам было выгоднее поставлять автомобильное топливо на белорусский рынок из РФ, чем занимается переработкой нефти в Беларуси. В результате объем давальческой переработки нефти российскими нефтяными компаниями на белорусских НПЗ в последние года снизился до минимума – по оценкам, примерно до 7% от всего объема переработки.

Между тем, в 2016 году из России в Беларусь было поставлено 1,682 млн тонн нефтепродуктов (на 3,4% больше, чем в 2015 году) на сумму USD 524,7 млн (+ 11,9%, или + USD 55,7 млн). Это весьма внушительный объем, учитывая, что внутренний рынок моторного топлива Беларуси составляет около 5-6 млн тонн.

Поэтому если российский регулятор отдаст нефтяным компаниям распоряжение об ограничении поставок автомобильного топлива в Беларусь, то «накажет» именно их. Владельцы АЗС в любом случае не оставят свои автозаправочные станции в Беларуси без топлива. Поэтому в определенных объемах продолжат завозить его из РФ. В крайнем случае, чтобы избежать дефицита, им придется увеличить объем давальческой переработки нефти на белорусских НПЗ.

Доля российских бензинов в Украине – около 1%

Информация о рекомендациях российским операторам со стороны Минэнерго РФ прозвучала на фоне приостановки Россией поставок дизельного топлива в Украину. Сообщалось, что 8 февраля 2017 года РФ прекратила поставки дизтоплива, которое транспортировалось через территорию Беларуси транзитом в Украину и дальше в Европу, из-за проблем с оформлением необходимых документов. До недавнего времени дизтопливо из России в Украину по трубопроводам поставляла только «Роснефть». Но в связи с задержкой оформления документов на прокачку дизтоплива она возобновила транзитные поставки лишь в середине марта.

Отметим, что с сентября 2015 года российские поставщики для экспорта дизтоплива в Украину должны получать разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Как отмечают в ФСТЭК, поставки дизтоплива в Украину «разрешаются для гражданского применения на основе комплексного анализа рисков, связанных с его возможным приобретением в интересах украинских силовых структур».

Что же касается поставок российского топлива железнодорожным транспортом непосредственно в Украину, то они падают, несмотря на то, что украинский рынок остается одним из самых привлекательных рынков по эффективности поставок (в Украине практически нет собственной переработки нефти, кроме того, на поставки автомобильного топлива в эту страну нет импортных пошлин).

По данным украинского эксперта топливного рынка Геннадия Рябцева, рынок потребления моторного топлива Украины в 2016 году оценивался примерно в 7 млн тонн нефтепродуктов и 1,2 млн тонн сжиженного газа. Россия поставила из этого объема 1% бензина, 20% дизеля и 56% сжиженного газа. При этом в 2016 году в Украине было продано всего 1,1 млн тонн российского дизтоплива, хотя в самой России имеется его избыток: в 2016 году российские НПЗ произвели 76,3 млн тонн дизтоплива при внутреннем потреблении чуть более 30 млн тонн.

«Роснефть», у которой в Украине есть Лисичанский НПЗ и сеть АЗС, поставляет нефтепродукты на украинский рынок в соответствии с договоренностями с партнером. Контрактом предусмотрена возможность изменения объемов поставок в зависимости от запроса контрагента и эффективности их реализации для «Роснефти». В Украину топливо также поставляет «Лукойл», но все свои активы в Украине – Одесский НПЗ, «Карпатнефтехим», авиазаправочный бизнес и сеть АЗС, – эта компания продала.

По мнению экспертов, украинский рынок топлива теряет привлекательность для российских нефтяных компаний, скорее всего, не по экономическим причинам, а по политическим.

Белорусский бензин: 55% рынка

Лидером по поставкам автомобильного топлива в Украину уже несколько лет остается Беларусь. Украинский рынок остается самым привлекательным рынком для экспорта белорусских нефтепродуктов благодаря выгодной логистике, высокому качеству белорусского топлива и грамотной работе экспортера – компании БНК-Украина, «дочке» Белорусской нефтяной компании.

Рекордный объем белорусских нефтепродуктов в Украину был поставлен в 2012 году – 4,2 млн тонн. Тогда доля белорусских бензинов на украинском рынке выросла с 22% до 35%, а доля дизтоплива – с 33% до 51%.

Но именно тогда украинские нефтяники грозилась начать антисубсидарное расследование в отношении белорусских нефтепродуктов. Техническая отсталость собственных НПЗ вынудила украинские власти в 2005 году открыть свой рынок и отменить импортные пошлины на нефтепродукты. В результате украинские НПЗ совсем зачахли, а Украина превратилась в крупнейшего импортера нефтепродуктов. Причины своих проблем украинские НПЗ тогда увидели в неравных условиях конкуренции с белорусскими заводами, отмечая, что те получают беспошлинную российскую нефть и еще госсубсидии. Одна эту «битву» с белорусами украинские НПЗ проиграли.

Между тем, Беларусь в последние годы стала лидером в поставках моторного топлива (отметим, что украинский рынок топлива – высококонкурентный, на этот рынок поставляют продукцию компании около 10 стран). Причем, в 2016 году даже снижение поставок российской нефти в Беларусь почти на 6 млн тонн (белорусские НПЗ переработали немногим более 18 млн тонн вместо ожидаемых 24 млн тонн) не поколебал позиции БНК в Украине.

Белорусский экспорт нефтепродуктов из-за конфликта с РФ в 2016 году рухнул на 23% по сравнению с 2015 годом – до 13,004 млн тонн. Но при этом поставки белорусских нефтепродуктов в Украину в 2016 году увеличились на 35% в сравнении с 2015 годом – до 4,330 млн тонн. В денежном выражении экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в прошлом году увеличился на 4% в сравнении с 2015 годом – до USD 1,749 млрд. (Отметим, что в целом в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси упал в прошлом году на 39% – до USD 4,034 млрд).

По данным украинской «Консалтинговой группы А-95», баланс рынка бензинов и дизтоплива в Украине в 2016 году увеличился на 9% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,13 млн тонн. Беларусь стала крупнейшим поставщиком моторного топлива в Украину: было отгружено 1,2 млн. тонн бензинов, что составляет более 81% от всего импорта. Дизтоплива было поставлено 2,7 млн тонн (52% от всего импорта в Украину). По сравнению с 2015 годом поставки белорусских бензинов выросли почти в 2 раза, дизеля – на 23%. В результате доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка составила в 2016 году почти 55%, дизтоплива – 45%.

При этом Беларусь увеличила поставки сжиженного углеводородного газа. В прошлом году из-за дороговизны бензина потребление сжиженного газа в Украине выросло на 30% В этом сегменте украинского рынка по итогам 2016 года лидирует Россия – 54% рынка, а суммарно с белорусскими производителями – 70% (год назад было 60%).

Российский рынок потерял привлекательность для белорусского топлива

Еще несколько лет назад российский рынок наряду с украинским БНК называла стратегически важным для компании

Напомним, что еще в 2012 году энергетическим балансом России и Беларуси были предусмотрены поставки 5,8 млн тонн высококачественных белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Но Беларусь выполнила свои обязательства лишь на 2% – из-за того, что поставки автомобильного топлива в РФ были гораздо менее прибыльными, чем поставки на Украину и европейский рынок. Это вызвало серьезное недовольство Минэнерго России, что и стало причиной снижения поставок нефти в Беларусь в IV квартале прошлого года. В 2013 году Беларусь твердо обязалась поставить в Россию 2,1 млн тонн высокооктановых бензинов и 1 млн тонн дизеля стандарта зимнего топлива. Однако, когда белорусский бензин стал конкурировать по ценам с российским, российские компании обратились в Минэнерго с просьбой защитить их от белорусского импорта.

Важной составляющей экспортной привлекательности российского рынка для БНК было то, что при экспорте белорусского моторного топлива в РФ не нужно было платить экспортную пошлину в российский бюджет. С 2015 года экспортная пошлина на нефтепродукты по договоренности остается в белорусском бюджете – и, как результат, поставлять белорусский бензин в Россию стало невыгодно.

Согласно договоренностям, в 2016 году Беларусь должна была поставить в РФ 1 млн тонн автомобильных бензинов. По результатам года поставки упали на 70% по сравнению с 2015 годом – до 267,655 тыс. тонн. Валютная выручка снизилась на 26% по сравнению с 2015 годом – до USD 98 млн.

В январе 2017 года поставки нефтепродуктов в Россию рухнули на 96% по сравнению с январем 2016 года – до 1,752 тыс. тонн. Валютная выручка при этом упала на 87% – до USD 1,5 млн.

В январе белорусские поставки в Украину упали на четверть

Беларусь и Россия пока не подписали баланс по поставкам нефти и нефтепродуктов на 2017 год. Известно, что Россия поставит в I квартале на белорусские НПЗ 4 млн тонн нефти, хотя для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ нужно около 6 млн тонн. Российские чиновники уже заявили, что и во втором квартале РФ поставит в Беларусь только 4 млн тонн нефти.

По этой причине в январе белорусские НПЗ снизили производство автомобильных бензинов на 23,6% в сравнении с январем 2016 года – до 287,8 тыс. тонн, производство дизельного топлива (включая биодизельное топливо) – на 32,5% до 434,2 тыс. тонн.

Как следствие, Беларусь вынуждена была снизить поставки нефтепродуктов в Украину. В январе текущего года они упали на 25% в сравнении с январем 2016 года – до 247,178 тыс. тонн (напомним, что сокращать поставки нефти на белорусские НПЗ Россия начала со второго полугодия 2016 года). При этом валютная выручка белорусского экспортера от продажи топлива в Украину в январе увеличилась на 8% в сравнении с январем 2016 года – до USD 121,6 млн.

Наше мнение


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: