фото inosmi.ru

Андрей Вардомацкий: Белорусские СМИ способны изменить геополитические ориентации белорусов

21 марта 2017
Марина Гуляева, Варшава, специально для Thinktanks.by
Общество
фото inosmi.ru

По результатам предновогоднего исследования Белорусской аналитической мастерской, российские медиа набрали наибольший индекс доверия белорусов - 32,5 %.

Глава мастерской Андрей Вардомацкий поделился мнением с Thinktanks.by о том, что белорусские СМИ способны на большее, а также обосновал прямую зависимость уровня развития политической культуры от разнообразия брендов пива  на рынке.

- Почему самый высокий индекс доверия у российских СМИ?

- Индекс доверия складывается из разных параметров: уровень профессионализма, восприятие обьективности подачи информации  (или видимости обьективности), восприятие не-ассоциированности средства массовой информации  с тем или иным политическим движением и ряд других критериев.

Если говорить об уровне профессионализма, то он имеет разные проявления, в числе которых,скажем, масштаб анализа. Скажем, победу Трампа можно по-разному анализировать и интерпретировать. Например, Трамп победил, потому что такие мудаки, как мой сосед, за него голосовали, потому что онивообще ннчего не читают, потому что они понятия не имеют, что происходит в мире, они не знают, ни что такое экономика,ни что такое рыно и так далее.

Но может быть и такой анализ. Победа Трампа – результат естественных сдвигов в общественном мнении. И эти сдвиги произошли также по естественным социальным причинам. Первая – происходит отторжение глобализации. Есть несоответствие между психобиологической природой человека и глобализацией. Вторая - возникло противоречие между уровнем политической культуры и сложностью современного мира. То есть, сформировался такой клубок проблем, который естественным образом привел к победе Трампа. Эти причины объективны и нормальны, они отражают объективные социальные, экономические, политические процессы. Вот так, примерно, выглядит второй тип анализа.  Местные СМИ – я сейчас говорю не только о белорусских, но и вообще, о локальных СМИ – они дают первый тип анализа. Российские СМИ, уровень которых достаточно разнообразен, дают второй тип анализа – например, РБК.

- Вы хотите сказать, что среднестатистический белорус читает аналитические статьи РБК?

- Я хочу сказать, что качество привлекаемых специалистов и экспертов, выступающих в российских ток-шоу и аналитических программах, более высокое.

Я по себе сужу, как ты меняешься, когда начинаешь работать в большой стране. Другой, несравнимый уровень конкуренции, совершенно иной информационный поток – все это тебя меняет и заставляет совершенно иначе работать. Сравнительно-  межстрановый компаративный подход - это просто врастает в тебя.

- Если говорить о белорусских СМИ, ваши исследования отмечают, что, все же, произошел некоторый рост доверия - с чем это связано?

- Происходит естественная мобилизация белорусских СМИ. Особенно вплане новостных программ, передач, связанных с историей и культурой страны. С одной стороны, идет естественный процесс роста национальной идентичности, и он поддерживается государством, с другой – началась достаточно интенсивная реакция на информационное воздействие со стороны России. И просто очевидно, как усиливается белорусский информационный ответ, как улучшается качество проведения ток-шоу, как улучшается экспертный состав аналитических программ. Динамика роста профессионализма ощутима.

- Говоря о профессионализме российских СМИ, не кажется ли вам, что, если касаться телевидения, то здесь уместнее использовать термин «пропаганда»?

- Я использую несколько иной термин – информационное воздействие. Но для того, чтобы отличать информационное воздействие от  профессионально выполненной работы журналиста, для этого нужно иметь определенный уровень культуры медиа-потребления. А также нужно говорить о политической культуре. Если уровень этих компонентов высок, тогда человек отличает: когда журналист, деликатно выражаясь, ”играется”,  с информацией, а когда  он старается быть объективным.

А есть еще и такая вещь, как «кажимость объективности» - российские СМИ подают информацию таким образом, что она кажется объективной. Создать эту «кажимость» - это и есть уровень профессионализма.

У  нас же очень часто складывается впечатление, что где-то там сидит суфлер, который нашептывает, что и как говорить. Или есть рука, которая водит рукой журналиста.  Профессионализм же в создании этой «кажимости» заключается в том, что суфлер есть, но ты не знаешь, что он есть. А непрофессионализм – это когда ты четко понимаешь, что этот суфлер есть.

Еще один существенный момент заключается в нашем прошлом. При Советах вера в телевизионный экран была практически абсолютной.  Одной из базовых характеристик советского человека является слепая вера в объективность информации, полученной из телевизора. Более того, индикатором правдивости информации являлось то, что она получена из телеэкрана, телеэкран – это правда.

Конечно, сегодня ситуация иная – появление в сознании феномена разнообразия, диверсификация, которая появилась по разным параметрам. Многообразие брендов на рынке является необходимым условием к восприятию политического поля. Если говорить в марктинговых терминах, разнообразие сортов пива является условием для готовности к разнообразию политических направлений. Возможность выбора порождает феномен селективности информации. Поступающие сведения начинают отбираться в соответствии с критерием объективности, согласно твоим ценностным критериям.

- Вы сказали, что достаточно несколько месяцев информационного воздействия и ситуация с геополитиескими ориентациями белорусов может измениться.

- Именно так. И мы это наблюдали, когда менялось отношение к смертной казни, к НАТО – и все благодаря СМИ. Мы видели цифры, когда количество респондентов, выбирающих союз с Россией, уменьшалось на 10% в течение месяца. На рубеже 2006-2007 годов был торговый конфликт между Россией и Беларусью, связанный с ценами на газ. И тогда, вследствие активного воздействия белорусских СМИ, ориентация на Россию уменьшилась на 10%. То есть, белорусские СМИ способны изменить геополитические ориентации белорусов.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: