По результатам предновогоднего исследования Белорусской аналитической мастерской, российские медиа набрали наибольший индекс доверия белорусов - 32,5 %.
Глава мастерской Андрей Вардомацкий поделился мнением с Thinktanks.by о том, что белорусские СМИ способны на большее, а также обосновал прямую зависимость уровня развития политической культуры от разнообразия брендов пива на рынке.
- Почему самый высокий индекс доверия у российских СМИ?
- Индекс доверия складывается из разных параметров: уровень профессионализма, восприятие обьективности подачи информации (или видимости обьективности), восприятие не-ассоциированности средства массовой информации с тем или иным политическим движением и ряд других критериев.
Если говорить об уровне профессионализма, то он имеет разные проявления, в числе которых,скажем, масштаб анализа. Скажем, победу Трампа можно по-разному анализировать и интерпретировать. Например, Трамп победил, потому что такие мудаки, как мой сосед, за него голосовали, потому что онивообще ннчего не читают, потому что они понятия не имеют, что происходит в мире, они не знают, ни что такое экономика,ни что такое рыно и так далее.
Но может быть и такой анализ. Победа Трампа – результат естественных сдвигов в общественном мнении. И эти сдвиги произошли также по естественным социальным причинам. Первая – происходит отторжение глобализации. Есть несоответствие между психобиологической природой человека и глобализацией. Вторая - возникло противоречие между уровнем политической культуры и сложностью современного мира. То есть, сформировался такой клубок проблем, который естественным образом привел к победе Трампа. Эти причины объективны и нормальны, они отражают объективные социальные, экономические, политические процессы. Вот так, примерно, выглядит второй тип анализа. Местные СМИ – я сейчас говорю не только о белорусских, но и вообще, о локальных СМИ – они дают первый тип анализа. Российские СМИ, уровень которых достаточно разнообразен, дают второй тип анализа – например, РБК.
- Вы хотите сказать, что среднестатистический белорус читает аналитические статьи РБК?
- Я хочу сказать, что качество привлекаемых специалистов и экспертов, выступающих в российских ток-шоу и аналитических программах, более высокое.
Я по себе сужу, как ты меняешься, когда начинаешь работать в большой стране. Другой, несравнимый уровень конкуренции, совершенно иной информационный поток – все это тебя меняет и заставляет совершенно иначе работать. Сравнительно- межстрановый компаративный подход - это просто врастает в тебя.
- Если говорить о белорусских СМИ, ваши исследования отмечают, что, все же, произошел некоторый рост доверия - с чем это связано?
- Происходит естественная мобилизация белорусских СМИ. Особенно вплане новостных программ, передач, связанных с историей и культурой страны. С одной стороны, идет естественный процесс роста национальной идентичности, и он поддерживается государством, с другой – началась достаточно интенсивная реакция на информационное воздействие со стороны России. И просто очевидно, как усиливается белорусский информационный ответ, как улучшается качество проведения ток-шоу, как улучшается экспертный состав аналитических программ. Динамика роста профессионализма ощутима.
- Говоря о профессионализме российских СМИ, не кажется ли вам, что, если касаться телевидения, то здесь уместнее использовать термин «пропаганда»?
- Я использую несколько иной термин – информационное воздействие. Но для того, чтобы отличать информационное воздействие от профессионально выполненной работы журналиста, для этого нужно иметь определенный уровень культуры медиа-потребления. А также нужно говорить о политической культуре. Если уровень этих компонентов высок, тогда человек отличает: когда журналист, деликатно выражаясь, ”играется”, с информацией, а когда он старается быть объективным.
А есть еще и такая вещь, как «кажимость объективности» - российские СМИ подают информацию таким образом, что она кажется объективной. Создать эту «кажимость» - это и есть уровень профессионализма.
У нас же очень часто складывается впечатление, что где-то там сидит суфлер, который нашептывает, что и как говорить. Или есть рука, которая водит рукой журналиста. Профессионализм же в создании этой «кажимости» заключается в том, что суфлер есть, но ты не знаешь, что он есть. А непрофессионализм – это когда ты четко понимаешь, что этот суфлер есть.
Еще один существенный момент заключается в нашем прошлом. При Советах вера в телевизионный экран была практически абсолютной. Одной из базовых характеристик советского человека является слепая вера в объективность информации, полученной из телевизора. Более того, индикатором правдивости информации являлось то, что она получена из телеэкрана, телеэкран – это правда.
Конечно, сегодня ситуация иная – появление в сознании феномена разнообразия, диверсификация, которая появилась по разным параметрам. Многообразие брендов на рынке является необходимым условием к восприятию политического поля. Если говорить в марктинговых терминах, разнообразие сортов пива является условием для готовности к разнообразию политических направлений. Возможность выбора порождает феномен селективности информации. Поступающие сведения начинают отбираться в соответствии с критерием объективности, согласно твоим ценностным критериям.
- Вы сказали, что достаточно несколько месяцев информационного воздействия и ситуация с геополитиескими ориентациями белорусов может измениться.
- Именно так. И мы это наблюдали, когда менялось отношение к смертной казни, к НАТО – и все благодаря СМИ. Мы видели цифры, когда количество респондентов, выбирающих союз с Россией, уменьшалось на 10% в течение месяца. На рубеже 2006-2007 годов был торговый конфликт между Россией и Беларусью, связанный с ценами на газ. И тогда, вследствие активного воздействия белорусских СМИ, ориентация на Россию уменьшилась на 10%. То есть, белорусские СМИ способны изменить геополитические ориентации белорусов.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.