Стратегическое партнерство с Китаем — пока еще только желаемый результат

23 марта 2017
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Экономика

В Минске состоялась панельная дискуссия «Китайские проекты в Восточной Европе: возможности для Беларуси», организованная дискуссионно-аналитическим сообществом «Либеральный клуб».

В сентябре 2016 года Александр Лукашенко и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам официальных переговоров в Пекине подписали совместную декларацию Беларуси и КНР об установлении отношений доверительного всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.

Но пока, как отметили участники панельной дискуссии, Беларусь получает весьма скромные выгоды от сотрудничества с Китаем, несмотря на постоянные упоминания этой страны в качестве одного из главных политических и экономических патнеров.

По словам кандидата исторических наук, профессора БГУ Вадима Елфимова, Беларусь прагматически подходит к ситуации, делая то, что сегодня диктует рынок. «В этом есть определенное преимущество, но у этого пути есть свои сложности, свои опасности. Прагматика сокращает наше прогностическое видение. Стратегическое сотрудничество — это когда ради будущих выгод нужно отстраниться от текущих. Нужно отказываться от прагматизма, настраиваясь на дальний горизонт сотрудничества с Китаем», - считает Елфимов.

Кроме того, по мнению Елфимова, Беларуси следует обратить внимание на поворот Китая к внутреннему рынку: «Белорусская экономическая модель опиралась на наши экспортные возможности. То же самое делал и Китай. Но что сегодня у Китая? Развитие внутреннего рынка. В экспорте все зависит от конъюнктуры, но на нее не только Беларусь, но и Китай влиять не может. На ориентацию на свой рынок надо выходить и Беларуси».

Андрей Елисеев, исследователь центра Eurasian Countries in Transition, отметил, что уровень белорусско-китайского сотрудничества и ранее не позволял заявить о некоем беспрецедентном росте. Даже географическая близость Беларуси к Евросоюзу становится не такой уж и важной, ведь, сейчас, например, «соглашение об ассоциации с Евросоюзом делает Молдову более привлекательной для Китая».

«Если говорить о проекте «Экономический пояс Шелкового пути», который сейчас активно продвигает Китай, следует понимать, что это очень долгосрочный проект, который должен завершиться лишь к 2049 году — юбилею образования КНР. В самом китайском правительстве еще нет четкого понимания развития этого проекта, существует разное видение реализации его. Значит ли это, что Беларуси можно расслабиться и ничего не делать? Нет, наоборот, нужно держать руку на пульсе, например, страны Центральной Азии очень активно сотрудничают с Китаем в этом направлении. Кроме того, важно развивать правовую основу торговли с ЕС, возможно, это даст Беларуси преимущество перед странами Центральной и Восточной Европы для китайских инвесторов», - отметил Андрей Елисеев.

Представитель Республиканской конфедерации предпринимательства, представитель в КНР, учредитель и директор предприятия «Восток Прогресс Сервис» Георгий Барковский рассказал о возможностях для Беларуси от участия в проекте «Экономический пояс Шелкового пути». «Что такое «Экономический пояс Шелкового пути» для Беларуси? Для нас это дополнительная возможность заявить о себе в Китае и в других странах-участницах проекта. Во-вторых, это дополнительный шанс для развития нашего экспорта, в первую очередь экспорта продуктов питания, ведь в рамках проекта развивается транспортно-логистическая инфраструктура, которая и позволяет снизить стоимость. Благодаря своему географическому положению Беларусь имеет все шансы стать важным торгово-логистическим узлом проекта», - сказал Георгий Барковский.

Но, как при этом отметил Барковский, «тут уместно вспомнить поговорку «Кто платит — тот и заказывает музыку», так как пока за все мероприятия платит Китай, который и будет дирижером в этом оркестре, будет определять векторы развития и, соответственно, блюсти свои интересы».

«Возможность экспорта в Китай сродни ситуации, когда Украина торговала реверсным газом. То есть удешевление логистики экспорта белорусских продуктов питания в Китай не является самим по себе очевидным преимуществом, это фактор, возникший в результате экспорта китайских продуктов в Европу. Обратно идут полупустые вагоны, по данным лета 2016 года, так называемая «обратка» была заполнена всего лишь на 30%, поэтому Китай ищет интересные в первую очередь для себя возможности заполнить эти вагоны. В Беларуси это позиционируется как прекрасная возможность сделать свой вклад в развитие проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Но, к сожалению, это не так — нам просто дают возможность воспользоваться тем, что само по себе присутствует», - сказал Барковский.

По его словам, сейчас за счет китайской стороны модернизируется несколько логистических центров в Бресте: «В конечном итоге распоряжение этими объектами также будет за китайской стороной. Было бы более дальновидным за свой счет или деньги инвесторов из других стран, не из Китая, модернизировать имеющуюся в Бресте инфраструктуру, и уже в готовом виде начинать сотрудничество с Китаем. Таким образом мы смогли бы говорить с китайцами на равных и предлагать условия, интересные нам. Китай для нас позиционируется как один из главных стратегических партнеров, для Китая мы — одна из многих стран, сотрудничающих с ним. И Китай ищет разные пути в Европу, так, например, аэропорт в Тиране куплен Китаем, наблюдаем серьезное вливание китайских средств в порт Таллинна. Так что к вовлеченности белорусской экономики в сотрудничеству с Китаем есть много вопросов».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: