Эксперты: Реформа образования - работа на опережение

07 апреля 2017
Надежда Ковш, специально для Thinktanks.by
Общество

Может ли литовский опыт реформирования образования найти применение в Беларуси?

Тщательное изучение зарубежного опыта, осознание вызовов цифровой экономики, диалог бизнеса и учреждений образования – вот составляющие, которые легли в основу современных реформ образовательной системы Литвы. Могут ли наработки литовских специалистов найти применение в Беларуси, ведь мы сталкиваемся с аналогичными проблемами и вызовами?

Важно не количество

Самой радикальной мерой реформы образования в Литве станет сокращение числа государственных университетов. Чем это объясняется? Прежде всего, снижением количества студентов: если в 2011 г. их насчитывалась 31 тыс. человек, то в 2016 году — всего 24 тысячи. И хотя вузы Литвы довольно привлекательны для студентов-иностранцев – таких примерно четверть, очевидно, что содержание невостребованной университетской инфраструктуры становится слишком затратным для литовского бюджета.

Из 14 государственных вузов к 2025 планируется оставить только 3-5 университетов, а также одну или две художественных академии и Военную академию.

Литовские реформаторы надеются, что сокращение вузов позволит повысить качество обучения. «Если мы хотим конкурировать по квалификации специалистов, а не количеству дипломов, то реформа высшего образования в Литве необходима. Инвестируя в число и площадь зданий вузов, а не в качество образования, мы его обесцениваем. Показатель успеха и роста Литвы — наука и инновации, поэтому все усилия и средства должны быть направлены на повышение качества, а не количества высшего образования», — утверждает в своих выступлениях Президент Литвы Даля Грибаускайте. Она предлагает равняться на успешный опыт реформ данной сферы в Финляндии, где слияние университетов называется одной из причин повышения эффективности подготовки студентов.

Павел Терешкович, автор предложений по реформированию образования в Беларуси, разработанных BISS в рамках проекта «Рефорум», полагает, что количество вузов и качество образования не взаимосвязаны. «В маленькой Исландии на 325 тысяч жителей приходится 5 университетов. Это значительно больше на душу населения, чем у нас или в Литве, —  говорит эксперт. — В том, что Литва проводит сокращение и слияние университетов, есть рациональное зерно:  укрупнение позволит сэкономить на издержках, в первую очередь, на содержании обслуживающего и технического персонала.

Но сокращать количество вузов в Беларуси он не советует: «У нас не так уж и много университетов. Если сравнивать, например, с Украиной, то там их на душу населения гораздо больше. Хотя, возможно, некоторые вузы и следует укрупнить или объединить в кластеры».

А вот успех небольших американских университетов, в которых количество студентов лимитировано, эксперт объясняет, конечно же, не размером заведения, а огромным финансированиемих деятельности. «В том же Гарварде — всего 10 тыс. студентов, а фонд, из которого черпаются средства на содержание университета, составляет 36 млрд долларов. Наши вузы о таком даже мечтать не могут», — резюмирует  Терешкович.

Будущее за профессионально-техническим образованием?

Правительство Литвы намерено, сократив число вузов, перенаправить молодежь в коллегии – это аналог наших профессионально-технических училищ. Чем мотивировано такое решение?

«Если технологии будут развиваться такими же темпами, то некоторые профессии через 5-7 лет просто исчезнут, а появятся совершенно новые, о которых сегодня мы не имеем представления. Так стоит ли, в некоторых случаях, 4-5 лет учить в вузе специалиста, если на выходе его знания окажутся устаревшими? А вот краткосрочное, практико-ориентированное обучение в коллегии позволит более гибко реагировать на изменения требований рынка труда», — полагает Гинтарас Вилда,  директор Ассоциации инженерной промышленности Литвы  (LINPRA).

К тому же, по мнению эксперта, молодые люди должны попробовать работать во время учебы, чтобы понять, правильно ли он определились со специальностью. Ведь случается, что выпускники вузов потом идут переучиваться, разочаровавшись в выбранной профессии.

Сегодня литовские коллегии оснащены самым современным оборудованием для проведения практических занятий, они поддерживают партнерские отношения с ведущими бизнес-компаниями. Тесное сотрудничество коллегий, работодателей и представителей местных органов власти, хорошая материальная база, обновленные учебные программы – все это в комплексе стало залогом высокого качества знаний и практической подготовки выпускников и гарантией их трудоустройства.

Ассоциация инженерной промышленности Литвы предлагает также создать отдельную структуру — Центр профессиональных компетенций. «В Центре будет концентрироваться самая современная информация о процессах, происходящих в Европе в области технологий, составляться прогнозы необходимых в век цифровой промышленности знаний и навыков, — говорит эксперт. — Коллегиям трудно самим разрабатывать программы и методики обучения, Центр окажет им в этом помощь».

Разница в уровне профессионально-технической подготовки специалистов в Литве и нашей стране есть, и довольно существенная. «Я прожил в Литве 8 лет, и могу сказать, что у них качество подготовки по рабочим специальностям значительно выше, чем у нас. В Литве есть определенный уровень стандартов, квалификаций и компетенций, к которому нам еще нужно стремиться», — утверждает Павел Терешкович.

Эксперт подчеркивает, что в Беларуси часть выпускников училищ, техникумов остаются невостребованными на рынке труда. Он полагает, что необходимо оптимизировать программы подготовки таких специалистов, повысить уровень квалификации преподавателей, расширить сотрудничество образовательных учреждений с потенциальными работодателями.

Терешкович задается вопросом, стоит ли всех молодых людей пропускать через систему профессионально-технического образования? «Возможно, определенный смысл в этом есть, — говорит он. — В ближайшем будущем роботизация заберет огромное количество рабочих мест и  это коснется не только специальностей монотонного труда на сборочных конвейерах, но и юристов, врачей – перечень большой. По мнению ученых, в безопасности окажутся те специальности, которые требуют разносторонней социальной коммуникации, что неподвластно роботу, и связаны с ручным трудом, в который вложен талант, интеллект, представление о красоте. Так что умение что-то делать руками — это огромный плюс».

Эффективные решения — в диалоге бизнеса и учреждений образования

В Литве бизнес не хочет оставаться в стороне от тех изменений, которые происходят в сфере образования. «Нам, производителям, не безразлично, кто и как будет обучать молодых людей, которые придут к нам на работу после учебного заведений, – заявляет Г. Вилда. — Важно, чтобы преподаватели понимали те процессы, которые происходят в современном обществе, осознавали, какие изменения готовит цифровая экономика. Наша Ассоциация инженерной промышленности и Конфедерация промышленников Литвы готовят предложения для Министерства просвещения и науки о том, как состыковать потребности промышленности с тем, что преподается в вузах, колледжах и училищах. И, что очень важно,  министерство открыто для наших предложений».

В Беларуси обмен мнениями между бизнесом и учреждениями образования вроде бы налажен, но он весьма формальный. Зачастую учебные планы верстаются без должного согласования с промышленниками, с объединениями нанимателей.

Но Павел Терешкович считает, что у нас есть вполне реальные рычаги воздействия бизнеса и общества в целом на ход и содержание учебных процессов. «В Литве найден действенный инструмент, который обеспечивает участиеобщества в управлении институциями высшего образования. Одной из структур управления в литовских университетах является Совет, в который входят 11 человек и из них 4-5 представители внешних структур. Эта та ниша для представителей бизнеса, производства, общества в целом,которая позволяет воздействовать на процесс принятия решений.

В нашей системе тоже существуют университетские Советы, но пока они больше похожи на собрания педагогических бюрократов: в них входят руководители кафедр, деканатов, представители различных университетских служб. Но в эти Советы по умолчанию могут входить представители внешних структур, в том числе и бизнеса. Входить можно по заявительному принципу. К сожалению, этим правом никто не пользуется, так как многие представители бизнеса об этом просто не знают, а встречных движений со стороны университетов нет. Я знаю только один позитивный пример: в Академии музыки в Совет входят представители Театра оперы и балета, Филармонии. Но найти другие примеры будет сложно. Так что возможности есть, их меньше,чем в литовской системе, но они есть. Нужно только ими пользоваться», — говорит он.  

Подытоживая высказывания экспертов, заметим, что совершенно не важно, сколько университетов, колледжей или училищ в стране, если в обучении они применяют устаревшие подходы, если не успевают обновлять содержание программ в соответствии с требованиями технического прогресса, если выпускники не востребованы на рынке труда и не могут найти применения своим знаниям.

Пример Литвы показывает, что страна, которая хочет достойно участвовать в международном разделении труда, производить конкурентоспособную продукцию и востребованные услуги, должна максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, в особенности такие ценные, как человеческий капитал, знания и навыки.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: