В Украине замерили, как российская пропаганда воздействует на страны Восточной Европы.
Украинское общественное объединение «Детектор медиа» на нынешней неделе презентовало Индекс информационного влияния Кремля. Это инструмент, разработанный группой аналитических центров Восточной и Центральной Европы для измерения возможностей правительства Российской Федерации влиять на информационное пространство других стран для реализации своих целей, сообщает osvita.mediasapiens.ua.
Отчет содержит результаты измерения индекса информационного влияния Кремля в 2017 году в четырех странах: Украине, Грузии, Венгрии и Чехии.
Полный отчет можно загрузить здесь (на английском здесь ).
Индекс имеет форму числа, отдельно для каждой страны. Чем больше число, тем больше имеется возможностей у Кремля влиять на информационные процессы в стране. Информационное воздействие Кремля определяется, с одной стороны, его способностью и ресурсами, а с другой - противодействием, на которую он подвергается в демократических странах.
влияние и противодействие рассмотрено в трех измерениях:
Для измерения индекса была разработана анкета из 33 вопросов, на которую отвечала группа экспертов (в каждой стране - своя, перечень экспертов представлены в отчете).
Чем больше есть число, тем больше имеется возможностей у Кремля влиять на информационные процессы в стране. Чем шире является паутинная диаграмма, тем больше влияния имеет российское правительство.
Как показало исследование, наибольшие возможности влияния Кремля в Венгрии (значение индекса - 61), наименьшие - в Чехии (48). В Венгрии Кремль имеет широкие возможности благодаря пророссийской риторике правительства; с другой стороны, венгерское общество не предложило эффективных мер противодействия российскому влиянию. В Чехии информационная агрессия Кремля встречает должный политическое сопротивление (несмотря пророссийского президента) и активные действия гражданского общества.
В целом, во всех странах медиапространство является благоприятным для кремлевского влияния. Олигархическая собственность на СМИ, падение доверия к центральным медиа создают хорошие возможности для Кремля. Как правило, СМИ очень медленно приобщаются к антипропагандистських мероприятий, не учат граждан проявлять манипуляции и пропаганду, зато могут распространять фейки, кремлевские мифы и тому подобное.
Согласно Индексу, лидером в противодействии кремлевской пропаганде является Украина. « Когда мы посмотрели, как все четыре страны дают отпор российском пропагандистском влияния, то увидели, что Украина фактически является флагманом - если речь идет о политическом ответе: было сделано очень много политических шагов » , - отметила Диана Дуцик. По ее мнению, Украина является флагманом противостояния, так как в результате войны мобилизовала все ресурсы для этого: « Мы мобилизовали свои силы на разных уровнях. И гражданское общество, и СМИ, в меру своих возможностей, и политику также - во всяком случае, частично » .
При этом наиболее болевыми точками в Украине исполнительная директор называет медиа, подконтрольных российским финансово-политическим группам, православную церковь, а также пророссийские политические силы.
ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.