Религия в Беларуси — от православия к протестантизму?

06 июня 2017
Паула Баровска, Ostro.by
Общество

26 мая глава архиепископ Тадеуш Кандрусевич объявил, что епископат работает над альтернативой конкордату — формальным соглашением, регулирующим отношения между церковью и светским государством.

Если католическая церковь добьется успеха, это, вероятно, станет первым таким соглашением между местной католической церковью (а не Ватиканом) и государством.

Лидеры религиозных организаций Беларуси понимают, что укрепление их позиций по отношению к государству укрепляет их имидж, позволяя оказывать большее влияние на общество. В свете недавнего исследования, посвященного религиозности в Центральной и Восточной Еропе и проведенного Исследовательским центром Pew, в Беларуси есть за что бороться.

Согласно исследованию, подавляющее большинство белорусов верят в Бога и принадлежат к религиозным организациям. Тем не менее, число регулярно практикующих верующих намного меньше. Более того, белорусские протестанты, не охваченные данным исследованием, могли бы стать лидерами по некоторым показателям.

Белорусский религиозный ландшафт

В последнем исследовании Pew представлены ключевые выводы по различным аспектам религиозности в бывших коммунистических странах, которые показывают религиозную динамику в Беларуси. По данным исследования, подавляющее большинство белорусов (84%) заявляют, что верят в Бога.

Эта цифра контрастирует со статистикой ближайших соседей Беларуси, таких как Литва (76%) или Россия (75%). Больше людей верят в Бога только в Польше и Украине (обе страны — 86%). Кажется, Беларусь является благодатной почвой для религиозных организаций, несмотря на десятилетия секуляризации, проводимой государством.

По данным исследования, 73% белорусов считают себя православными, 12% — католиками, 3% не принадлежат к какой-либо конфессии, а 12% связаны с другими конфессиями.

Несмотря на большое количество верующих, более пристальный взгляд на причины религиозности показывает, что для многих людей религия имеет скорее церемониальное значение. Например, только 23% православных христиан связывают свою религиозную идентичность с личной верой, и чуть выше половины из них подчеркивают важность религии для их национальной идентичности или семейного происхождения. Это менее верно для белорусских католиков, 40% из которых связывают религиозную принадлежность с личной верой, а 42% объясняют свою религиозную идентичность с точки зрения национальной/семейной культуры.

Белорусские верующие — только на словах?

Типичный белорусский верующий редко посещает службу: только 12% респондентов говорят, что они делают это раз в неделю. Но это вдвое больше, чем в России (6%).

В отличие от православных верующих, 25% белорусских католиков еженедельно посещают службу.

Фактически, согласно исследованию Pew, белорусские католики чаще участвуют в религиозных мероприятиях вне церкви, таких как ежедневная молитва и чтение Священных Писаний — по крайней мере ежемесячно.

Доклад Pew представляет Беларусь как следующую более общей тенденции в регионе и в Европе. Люди интересуются религиозными вопросами, но не склонны регулярно практиковать свою веру. Что касается Беларуси, то это во многом объясняется ее постсоветским наследием.

Смешение сакрального и профанного в белорусском обществе

Как показывает доклад Pew, существует связь между религиозной принадлежностью и национальной идентификацией. В Беларуси менее половины опрошенных (45%) связывают религию с национальной идентичностью. Украинские (57%) и российские (51%) респонденты чаще связывают эти два вопроса.

Членство в религиозных группах, как и в любом другом членстве, способствует восприятию конкретных ценностей, норм и установок. Таким образом, религиозная принадлежность часто соответствует политической ориентации.

Например, члены преимущественно православных сообществ, как правило, поддерживают мнение, что Россия должна служить балансом для Запада. Подавляющее большинство респондентов из Беларуси (76%) согласны с этой точкой зрения.

Однако только 22% украинцев согласны с необходимостью России иметь естественную геополитическую буферную зону — скорее всего, из-за продолжающегося конфликта между двумя странами. В других соседних странах, таких как Польша и Литва, эту точку зрения тоже поддерживают значительно меньше людей (в обоих случаях 34% населения).

Примечательно, что исследование Pew также уделяет внимание национальным взглядам на демократические и недемократические формы правления. В Беларуси, как и в Украине тех, кто предпочитают демократию (38%) немного больше, чем тех, кто поддерживает другие формы правления (25%). Россияне, наоборот, предпочитают другие формы правления (41%) демократии (31%). Литовцы предпочитают демократическую форму правления больше всех (64%), а среди поляков сторонники демократии составляют менее половины (47%).

У белорусов даже есть своя христианско-демократическая политическая партия, сопредседателями которой являются Павел Северинец и Виталий Рымашевский. В конце мая партийное руководство и его члены отметили 100-летие со дня основания партии. Сегодня партия привлекает в основном оппозиционно настроенных политиков, которые являются сторонниками христианских ценностей. Как сообщает новостной портал Krynica.info, с 2007 года лидеры партии безуспешно пытались официально зарегистрироваться 20 раз.

Является ли Беларусь номинально православной, а реально католической и протестантской?

Одной из основных особенностей религиозной жизни является ее общинный характер. Большинство респондентов из Беларуси (62%) подчеркивают, что главная роль религии сводится к объединению людей.

Чуть больше людей (64%) считают, что религиозные институты должны укреплять мораль в обществе, а почти половина (49%) считает ключевой ответственностью религиозных учреждений поддержку бедных. Христианские организации в Беларуси охотно занимаются благотворительной деятельностью. Католическая церковь делает это главным образом через организацию Каритас. Ряд протестантских конгрегаций предлагает поддержку алкоголикам.

По некоторым общественным инициативам церкви могут работать сообща. Например, все они вовлечены в движение против абортов. Газета «Наша Ніва» сообщает, что в 2013 году Белорусская православная церковь вместе с католической церковью, белорусскими христианскими демократами и другими общественными организациями поддержали митинг против абортов.

Некоторые христианские церкви занимаются национальным возрождением. Например, в интервью независимому информационному агентству «Белапан» в 2017 году Апостольский нунций в Беларуси с гордостью отметил, что Католическая церковь занимается укреплением национальной идентичности белорусов.

Довольно всеобъемлющий доклад Pew, однако, дает неполную картину религиозной динамики среди белорусских христиан. К сожалению, авторы сосредоточились преимущественно на православно-католической парадигме, исключая протестантские меньшинства. Хотя они и составляют лишь небольшую часть населения Беларуси, их активность является замечательным явлением, особенно с учетом ограничений со стороны государства, с которыми они сталкиваются.

В 2015 году 31,9% всех зарегистрированных религиозных общин в стране были протестантскими – это значительно больше, чем католических (14,8%), но меньше, чем православных (49,6%). Этот факт, а также показатели реального участия людей в религиозной деятельности доказывают, что Беларусь не является настолько православной страной, как ее привыкли воспринимать.

Паула Баровска, Ostro.by


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: