Что нужно для развития меценатства в Беларуси?

15 июня 2017
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Общество

В Минске представлено исследование «Либерального клуба» «Как стимулировать развитие меценатства и корпоративной социальной ответственности в Беларуси?».

«Добровольная поддержка бизнесом социально важных инициатив: культуры и искусства, охраны окружающей среды, которая является благом для всех — государства, бизнеса и граждан. Однако пока меценатство и КСО не так широко распространены в Беларуси, хотя существует большой потенциал. Так, уже подготовлен законопроект, вносящий коррективы в Указ №300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», который был принят еще в 2005 году», - отмечается в сообщении, предваряющем презентацию.

Исследование, представленное автором, экспертом по культуре и образованию «Либерального клуба» Вадимом Можейко, проводилось весной этого года посредством направленных интервью «с компетентными представителями белорусского бизнеса, который уже занимается меценатством/КСО». В экспертных интервью приняли участие представители 12 белорусских бизнесов (всего 16 респондентов). Среди них ОАО «БНБ-Банк» (Белорусский народный банк), УП «Велком», ОАО «Пивзавод «Оливария», ООО «Вилгертс» и другие, принявшие участие на условиях анонимности.

Основные выводы

В последние 5 лет практики меценатства/КСО стали шире и системнее, но в то же время далеко не все компании (даже крупные) стратегически подходят к этому направлению деятельности.

Поскольку крупные международные игроки могут задавать стандарты КСО-активности на белорусском рынке, то более активный приход в Беларусь такого иностранного капитала способствовал бы распространению лучших практик из мирового опыта КСО.

Международный бизнес привносит в Беларусь не только стандарты КСО, но и определенные стандарты открытости.

У белорусских стейкхолдеров на сегодняшний день не сформировалось единого подхода к определению меценатства, спонсорства и КСО, что является преградой для диалога и взаимопонимания.

Сложность применения Указа №300, отсутствие официальных разъяснений, риски штрафов из-за несуществующих нарушений могут снижать интерес бизнеса к меценатству/КСО.

Предложения различных стейкхолдеров (государство, эксперты, бизнес) по совершенствованию Указа №300 почти по всем вопросам не являются взаимоисключающими, однако и не совпадают, но дополняют друг друга, позволяя взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Для стимулирования дальнейшего развития меценатства/КСО в Беларуси необходимо в первую очередь усиление коммуникации между различными стейкхолдерами. Также необходимо повышение международной открытости Беларуси и устойчивости белорусской экономики, уход от искусственной политизации вопросов получения помощи.

Значительно и системно поспособствовать развитию меценатства/КСО могло бы введение налоговых льгот, усиление символических стимулов и задействование механизма институциализированного диалога. И если введение налоговых льгот остается в лучшем случае среднесрочной перспективой, то начинать диалог и задействовать символические стимулы возможно уже в самой ближайшей перспективе.

Рекомендации

1. Начать институциализированный диалог между тремя сторонами: бизнес, государство, независимые неправительственные организации.

2. В рамках этого диалога, открыто и с привлечением всех стейкхолдеров, обсудить необходимые изменения в Указ №300 и представить новый проект Указа, отражающий консенсусную позицию всех сторон.

3. Активнее задействовать и продвигать механизмы символического стимулирования бизнеса к меценатству/КСО, такие как премия «Меценат года».

4. Интенсифицировать повышение международной открытости Беларуси и избавиться от политизации вопросов получения иностранной помощи.

5. Прорабатывать возможное техническое воплощение механизмов налоговых льгот для меценатов, чтобы обеспечить задействование этого механизма в среднесрочной перспективе.

Что касается изменений в Указ №300, то, как сказала Ирина Скачкова, консультант юридического управления Министерства экономики, их необходимость «действительно назрела, и сейчас в министерстве активно этим занимаются». По ее словам, проект изменений был размещен на сайте министерства, «за месяц к нам поступило значительное количество предложений, мы ожидали замечаний, но не в таком количестве». Ирина Скачкова отметила, что «мнения поступили очень разные», и в настоящее время она не может сказать ничего определенного по поводу времени принятия изменений, каких именно и т. д. «Окончательного мнения нет», - сказала представительница Минэкономики.

Напомним, особенное внимание вызывают вопросы отмены предоставления безвозмездной помощи в валюте между резидентами, а также возможность направления безвозмездной помощи на оплату труда работников и административно-хозяйственные нужды организаций. Кроме того, бизнес выступает за то, чтобы организации частной формы собственности могли самостоятельно решать на что и кому они могут выделять свои средства, равно как и контроль целевого использования безвозмездной помощи должен осуществлять тот, кто ее предоставляет.

«На наш взгляд, и меценатство, и КСО дают возможности решать в том числе и определенные социальные проблемы нашей страны, решать цивилизованно и, главное, эффективно. Сейчас развитию меценатства и КСО благоприятствует и общественное мнение, общество становится более открытым, более глобализированным, знает зарубежный опыт, интересуется, как его адаптировать для Беларуси, бизнес, в свою очередь, ощущает запрос общества. Но, помимо экономической ситуации, развитию меценатства мешают и несовершенные законы. Нужно сделать диалог системным. И уже можно отметить консенсус, который существует между стейкхолдерами по поводу необходимости изменений, адаптации законодательства к сегодняшнему дню. Главное, тут не должно быть волюнтаризма, нужно учесть все мнения», - отметил в комментарии Thinktanks.by Вадим Можейко.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: