Беларусь хочет за китайскую стену

09 августа 2017
Belarus Security Blog
Политика

Развивая отношения с Китаем, беларуские власти преследуют в том числе и задачи получения дополнительных (китайских) внешних гарантий безопасности.

Эти задачи особенно актуальны в свете текущего кризиса в Восточной Европе и весьма не радужных белорусско-российских отношений. И хотя с учетом традиционной осторожности китайцев вовлечение КНР в вопросы региональной безопасности представляются непростой задачей, вполне вероятно, что определенные достижения у беларуских властей в этом направлении имеются, пишет Belarus Security Blog. Правда, у всего есть своя цена. Но об этом в Минске публично предпочитают не говорить.

«Единый щит-2017»

11-18 июля впервые прошла антитеррористическая тренировка «Единый щит -2017» с участием спецподразделений Внутренних войск МВД Беларуси и Народной вооруженной полиции Китая. Отрабатывалось освобождение населенного пункта и заложников (источник). Белорусская сторона утверждает, что подобные мероприятия позволяют совершенствовать навыки командиров в управлении подразделениями спецназначения при выполнении совместных задач.

Китайские официальные лица традиционно более прямолинейны. Так, командующий Вооруженной народной полицией КНР Ван Нин заявил, что мероприятие призвано содействовать региональной безопасности. Очевидно, речь идет о Восточной Европе: сомнительно, чтобы Пекин имел потребность в поддержке белорусских спецназовцев на китайской территории.

Обращает внимание сам факт посещения высокопоставленным китайским военным руководителем мероприятия ротного уровня. Нет упоминаний о том, чтобы генерал-полковник Ван Нин проводил какие-то значимые встречи или переговоры. Очевидно, что целью визита было как раз наблюдение на месте «Единого щита». И то, что генерал в подчинении у которого находится свыше 1,5 млн человек посещает мероприятия подобного масштаба, да еще и за тридевять земель – больше чем просто визит вежливости.

Китайские полицейские для Минска

В июле в Беларуси с визитом находилась делегация Министерства общественной безопасности КНР во главе с начальником Политбюро МОБ Ся Чунюанем. 25.07.2017 стало известно, что правоохранительные ведомства Беларуси и Китая договорились об усилении взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом (включая обмен информацией и предоставление Китаем технической помощи Беларуси). В свою очередь китайская сторона надеется, что белорусские коллеги «уделят особое внимание террористическим группировкам, действующим в Восточной Европе, обеспечению безопасности в Беларуси, в том числе на территории индустриального парка «Великий Камень».

МОБ КНР также рассчитает на сотрудничество с МВД Беларуси по обеспечению безопасности объектов «нового Шелкового пути», перевозимых грузов, охраной общественного порядка в индустриальном парке «Великий Камень», т.к. там находится много граждан КНР. И «вишенкой на торте»: белорусским правоохранителям без знания китайского языка и менталитета придется трудно, поэтому Политбюро МОБ КНР предложило помощь в этом отношении. Что является достаточно прозрачным намеком на необходимость присутствия китайских силовиков на территории Беларуси.

Визит делегации МОБ КНР практически не освещался. Ничего не известно даже о его продолжительности. Что уже необычно.

Да и сами вопросы, поставленные китайской стороной, вызывают неоднозначную реакцию. В Беларуси кроме «Камня» других объектов «нового Шелкового пути» нет. По крайнем мере — пока. Безопасность грузов, следующих через территорию Беларуси, обеспечивается на достаточном уровне и проблем в этой сфере нет.

Относительно перспективы присутствия китайских полицейских в «Великом Камне» стоит напомнить, что ранее в Китае обсуждалась возможность направления полицейских для охраны важных объектов китайских инвестиций в проблемные страны, прежде всего – в Афганистан для охраны рудников. В настоящее время охрану китайских экономических объектов за рубежом при необходимости берут на себя формально частные военные компании из КНР. Формально, потому что на практике они находятся под полным контролем китайских силовых ведомств. Спецификой в этой сфере является то, что в большинстве случаев китайские специалисты ЧВК в странах пребывания не вооружены. Под их началом находятся вооруженные туземцы, которые осуществляют текущее силовое прикрытие китайских объектов. А при необходимости не исключено, что передадут вооружение китайским специалистам.

Потребности в присутствии иностранных силовиков (хоть под видом ЧВК, хоть прикомандированных к белорусским силовым ведомствам) в Беларуси нет. Опять же – пока.

Но вопрос почему-то возник. Остается только строить догадки о причинах.

Китайский ВПК в Беларуси

1 августа Александр Лукашенко принял китайскую делегацию во главе с Председателем Комитета по контролю и управлению государственным имуществом при Государственном совете КНР Сяо Яцином. В ходе встречи белорусский руководитель предложил китайской стороне рассмотреть возможность создания в индустриальном парке «Великий Камень» высокотехнологичных предприятий ВПК. Как совместных, так и со 100% китайским капиталом.

Стоит напомнить, что Сяо Яцин курирует вопросы приобретения за рубежом стратегических активов в интересах КНР. То есть он далеко не просто высокопоставленный чиновник, а проводник китайского влияния в мире. Возникает вопрос: какой актив в Беларуси может быть стратегическим для Пекина?

Стоит напомнить, что лучший экспромт — это загодя подготовленный экспромт. Маловероятно, чтобы публичное предложение белорусского руководителя о создании производств военной продукции в Беларуси стало для китайской стороны неожиданным. А. Лукашенко не может не понимать, что в случае, если его предложение будет проигнорировано китайцами, это нанесет серьезный удар по его репутации. И ещё более серьёзный – по самолюбию. Весьма вероятно, что между Беларусью и КНР есть определенные соглашения о разворачивании производства в нашей стране продукции военного назначения с участием китайских компаний. Речь может идти о системах радиолокации, защищенной цифровой связи, радиоэлектронной разведки, БПЛА, возможно – колесной бронетехники.

Вывод

За три недели Беларусь посетили три высокопоставленные китайских делегации. Можно говорить о рекордной интенсивности коммуникации. Сами визиты освещались очень дозировано. Но при этом был озвучен ряд направлений белорусско-китайского взаимодействия, которые не могли пройти мимо наблюдателей. Озвучен явно умышленно. И это происходит на фоне опасений того, что Россия попытается использовать предстоящие учения «Запад-2017» для провоцирования эскалации противостояния в регионе.

В течение многих лет белорусское руководство стремилось вовлечь КНР в региональные дела в качестве одного из внешних гарантов стабильности, способного уравновесить и Запад и Россию. И вот впервые из Пекина дали понять, что они в принципе готовы к более явному и весомому вовлечению в восточноевропейские дела, в том числе и с использованием белорусской территории. Но каковы условия и цели китайского присутствия? И какие последствия этого будут для Беларуси? Всё имеет свою цену и китайская поддержка Минска не станет исключением. Пока это вопросы остаются без ответов.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: