Беларусь в «Восточном партнерстве»: сотрудничество или эгоистический прагматизм

08 сентября 2017
Александр Даутин, Thinktanks.by
Политика

Что ждет Беларусь от развития инициативы «Восточное партнерство»?

«Будущее «Восточного партнерства» на фоне растущей турбулентности». Так называлась конференция «Минского диалога», прошедшая в белорусской столице 7 сентября. Большинство докладов было посвящено текущей реализации «Восточного партнерства» в разных странах, то есть белорусская тематика не являлась ключевой. Однако ряд выступлений были посвящены прошлому, настоящему и будущему Беларуси в «Восточном партнерстве».

Официальные ожидания

Нынешнее отношение официального Минска к «Восточному партнерству» описал замминистра иностранных дел Беларуси Олег Кравченко. По его словам, Беларусь не делает выбор между Россией и Западом, так как это контрпродуктивно. В то же время он отметил, что определенный прогресс Беларуси в отношениях с ЕС и США не означает, что это попытка подорвать отношения с Россией и перейти в другой блок. «Мы отказываемся делать такой выбор. Мы хотим самые лучшие стратегические отношения с Россией, которая всегда будет нашим партнером, но и хотим улучшить отношения с Западом. Здесь нет противоречия», - выразил убежденность замминистра.

Он также отметил, что Беларусь всегда хотела найти баланс между всеми игроками «Восточного партнерства».

Олег Кравченко также обрисовал надежды официального Минска, связанные с данной инициативой. «Рассчитываем, что в ноябре, в Брюсселе на саммите мы получим более прагматичное развитие «Восточного партнерства», - сказал замминистра. Он пояснил, что белорусская сторона рассчитывает на получение более легкого доступа к европейским рынкам и упрощение таможенных процедур.

В беседе с журналистами дипломат также заявил о надеждах Беларуси, связанных с появлением у «Восточного партнерства» экономического измерения.

В то же время он подчеркнул, что стратегическая цель Беларуси в отношениях с ЕС – это заключение базового соглашения. Но разговор об этом документе даже пока не ведется.

Европейские устремления

Как пояснил программный директор по Беларуси Фонда им.Конрада Аденауэра (Германия) Вольфганг Зендер, «Восточное партнерство» - это четкое желание Евросоюза работать вместе в Европе не только на двусторонней основе.

«Восточное партнерство» - это не только инструмент для подготовки будущих членов ЕС. Это способ преодолеть разногласия, способ экономической интеграции» - сказал Вольфганг Зендер.

При этом он подчеркнул, что как показала практика, для разных стран «Восточного партнерства» нужен свой подход. И Беларуси, в частности, также нужно налаживать новые контакты для взаимодействия с ЕС.

Отсутствие выбора – правильный выбор

Позицию Беларуси в отношениях с Россией и Западом поддержал аналитик Центра региональных исследований (Армения) Микаэль Золян.

«Мы слышим, что Беларусь не хочет делать выбор (между Россией и Западом – прим. Thinktanks.by) и мы прекрасно понимаем, почему. До 2013 года Армения тоже не хотела делать выбор», - напомнил аналитик. Но затем Россия настояла на принятии решения и, учитывая большую интегрированность с РФ, выбор был сделан в пользу сперва Таможенного союза, а затем ЕАЭС. Тем не менее, Армения все еще пытается поддерживать тесные отношения с ЕС, хотя это тяжело.

«Мы считаем, что не должно быть ситуации такого выбора», - выразил уверенность армянский эксперт.

Выжимание соков

В то же время декан Белорусского государственного университета культуры и искусств, эксперт «Либерального клуба» Александр Филиппов описал нынешнее взаимодействие Беларуси с ЕС в рамках «Восточного партнерства» на основании проведенного исследования в странах ВП. По его словам, из стран «Восточного партнерства» Беларусь оказалась наиболее пессимистично настроенная по поводу роли «Восточного партнерства» в обеспечении безопасности и стабильности. Беларусь активно участвовала в различных энергетических проектах ЕС, хотя основные энергетические перспективы (строительство АЭС) связывает с Россией.

Также Беларусь хорошо взаимодействует с ЕС в экономическом плане, хотя и тут значительная доля доходов получается за счет реэкспорта или переработки российских углеводородов.

«Наиболее провальным для Беларуси является политическое измерение «Восточного партнерства». Ни в проведении реформ, ни в повышении эффективности государственного управления, ни, тем более, в движении в сторону политической ассоциации инициатива не принесла значимых достижений»  - отметил Александр Филиппов. По его словам, отмеченные тенденции демонстрируют «достаточно эгоистичный прагматизм Беларуси по отношению к «Восточному партнерству».

То есть белорусская сторона намерена брать максимум от ЕС, фактически отказавшись от внедрения европейских стандартов и подходов. И этом ключе, по оценкам экспертов, надежды официального Минска на появление экономического измерения «Восточного партнерства» выглядят вполне предсказуемо.   


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: