Мягкая белорусизация против мягкой силы русского мира

19 сентября 2017
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Общество

Процесс белорусизации идет, но насколько он может обеспечить культурную безопасность страны?

Тема «Обеспечение культурной безопасности Беларуси: мягкая белорусизация против soft power русского мира» рассматривалась на «политической» панели 7-го Международного конгресса исследователей Беларуси, завершившегося на минувших выходных в Варшаве.

Вадим Можейко, магистр управления, эксперт по культуре Либерального клуба, предлагает следующую трактовку термина «мягкой белорусизации»: «Под мягкой белорусизацией следует понимать постепенное, максимально добровольное расширение практики использования белорусского языка, поддержку, развитие и распространение белорусской культуры, сохранение и продвижение историко-культурного наследия, в том числе и через построение культурной политики в формате мягкой силы».

Как отметил эксперт, культурная безопасность формирует и укрепляет национальную идентичность. помогает противостоять культурным и информационным угрозам, вызовам дезинформации и пропаганды.

Вадим Можейко говорит о трех этапах мягкой нынешней мягкой белорусизации. Пионером процесса он считает гражданскую инициативу «Будзьма», которая с конца 2008 года за 5 лет провела более 4.000 мероприятий, в январе 2011 года в процесс активно включилась «Арт-сядзіба», на счету которой в том числе и первые дни вышыванки. Затем на мягкую белорусизацию сделал ставку бизнес — кем-то двигали патриотические мотивы, кто-то использует тренд для получения в первую очередь выгоды. Последним участником процесса стало государство, оно «остается на третьих ролях, но при этом расширяет поле свободы и возможностей для общественных инициатив, хотя противоречия госаппарата вносят зачастую сумятицу и абсурд».

«Противоречия вызваны тем, что в этой политике официальный Минск проходит между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, есть необходимость после Крыма уравновесить влияние русского мира, с другой стороны, резкий выход из-под российского влияния может спровоцировать на ответ, поэтому выходить надо осторожно и аккуратно, тем более российская пропаганда уже говорит чуть ли не о принудительной белорусизации», - отметил Можейко.

По мнению Вадима Можейко, в этой ситуации государству «надо выполнять очень непростую задачу: с одной стороны способствовать мягкой белорусизации, но при этом активно и публично демонстрировать прямо противоположное для России, и при этом же доводить новую генеральную линию до всех госслужащих». Эксперт называет три фактора, которые, по его мнению, «эту задачу крайне осложняют: отсутствие традиции сильной стратегии культурной политики в Беларуси; инфильтрация госаппарата сторонниками русского мира; предшествующая политика, которая долгие годы была направлена на прямо противоположное».

Вадим Можейко считает главным отличием белорусизации новейшего времени от одноименного процесса 20-х годов прошлого века истоки явления. «Спущенная сверху белорусизация 20-х решением сверху же и закончилась. Начавшаяся снизу идет более медленно, но она не может быть остановлена указом. Процесс идет сам по себе. И возможный выход государства из процесса и принятие государством противоположной позиции не остановит белорусизацию», - убежден эксперт.

Вадим Можейко говорит, что в восприятии процесса «старой оппозицией» есть ощущение ее проигрыша или обиды на новых движителей процесса. Заметим, что мнение не было однозначно принято аудиторией и вызвало дискуссию. Аргумент Можейко: «Эти люди много сделали, начинали в 80-х, занимались этим в самые неблагодарные времена, подвергались гонениям, а сейчас невостребованы. Те, кто ходил за белорусским в офис БНФ, сейчас идут в другие трендовые места. Стало лучше для процесса, но принесло ощущение проигрыша для тех, кто это делал до начала новой белорусизации». По мнению главы института «Политическая сфера» Андрея Казакевича, нельзя расценивать как поражение деятельность, которая стала основой для нынешнего процесса белорусизации.

Руководитель Белорусской аналитической мастерской в Варшаве, доктор социологии Андрей Вардомацкий в финале дискуссии заметил: «Кроме белорусизации, в стране идет и другой процесс, не менее важный. Это — ресоветизация, и тоже сверху, но не из Минска, а из Москвы. Это нас касается непосредственно, ведь вы знаете, что рейтинги российских СМИ в Беларуси выше белорусских. Согласно исследованиям, белорусизация в массовом сознании не ощущается. Ориентация на Россию не уменьшается, ориентация на Европу не увеличивается, процесс в массе не ощутим, только на уровне вот таких вот дискуссий. И белорусизация деперсонифицирована, в отличие, например, от польской идентичности с огромным количеством имен и событий».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: