4 сценария: Как развитие ситуации в регионе «Восточного партнерства» может повлиять на Беларусь

13 октября 2017
Thinktanks.by
Политика

Как будут развиваться события в регионе «Восточного партнерства» в среднесрочной перспективе и что это будет означать для Беларуси.

Экспертная инициатива "Минский диалог" подготовила доклад "«Восточное партнерство» в преддверии Брюссельского саммита: возможности для Беларуси". Данный документ стал результатом работы экспертного семинара, который прошел в сентябре 2017 года в Минске. Семинар был организован по методологии ситуационного анализа. Thinktanks.by приводит выдержки из доклада, посвященным сценариям развития событий в странах "Восточного партнерства".

Участники семинара проанализировали ряд критических неопределенностей (независимых переменных), от которых с высокой вероятностью будет зависеть развитие событий в регионе «Восточного партнерства» в среднесрочной перспективе. В ходе сценарного планирования экспертами были выделены две оси наиболее существенных критических неопределенностей:

- усиление продвижения ценностей и демократизации со стороны ЕС versus прагматизация внешней политики ЕС;

- улучшение versus ухудшение отношений Запада и России.

Также были выделены дополнительные факторы, оказывающие влияние на развитие сценариев и их значение для Беларуси:

- усиление либо ослабление евразийской интеграции;
- политика со стороны таких акторов, как Китай, Турция, Великобритания;
- внутренняя динамика в странах «шестерки» (в частности, реформаторская динамика внутри Беларуси).

На основе сочетаний наиболее значимых неопределенностей и дополнительных факторов были выделены следующие 4 сценария развития событий в регионе «Восточного партнерства»:

Сценарий 1. «Прагматичный идеализм»

В рамках этого сценария Европейский союз будет продолжать придерживаться принципа продвижения демократии и прав человека в своем соседстве, несмотря на изменения, произошедшие в регионе и внутри самого ЕС. Глобальная Стратегия ЕС и обновленная Европейская политика соседства, таким образом, останутся теми доктринальными документами, которыми будет руководствоваться Брюссель в своей внешней политике. При этом сценарий предполагает постепенный выход из конфронтационной спирали в отношениях с Россией, что, впрочем, не означает полного снятия санкций и признания аннексии Крыма. Евросоюз будет лишь проводить более прагматичную политику в выстраивании своих отношений с Россией, уклоняясь от конфронтации и сотрудничая в сфере пересечения совместных интересов. Такой подход должен удовлетворить как европейский бизнес, так и главного стратегического союзника – Вашингтон.

Для «Восточного партнерства» такой сценарий будет означать, в целом, продолжение предыдущей тенденции: сохранение политики обусловленности при постепенной билатерализации отношений со странами-пертнерами. 

Для Беларуси такой вариант развития событий будет означать продолжение медленной нормализации отношений с ЕС без каких-либо существенных прорывов в краткосрочной перспективе. 

Сценарий 2. «Холодная война 2.0»

В рамках этого сценария усилия ЕС по демократизации соседства и продвижению своих ценностей и стандартов сочетаются с ухудшением отношений с Россией, что делает его похожим на формат отношений между Западом и СССР в эпоху «холодной войны». При таком развитии событий регион ВП превращается в территорию столкновения интересов России и ЕС, что чревато ростом конфликтогенности в европейском масштабе и дестабилизацией ситуации в странах ВП.

Логика такого сценария диктует Брюсселю (и Москве) необходимость выступать с проактивными стратегиями относительно пограничных стран, что может выражаться в пересмотре структуры и задач ВП в сторону углубления интеграции. Впрочем, внутренняя динамика ЕС и возникшие новые вызовы (нестабильность, популизм, миграция, отделение Великобритании и др.) не позволяют прогнозировать более благосклонное отношение Брюсселя к членству стран ВП в Евросоюзе. 

Для Беларуси такой сценарий будет означать повышение рисков взаимодействия с Евросоюзом и стагнацию процесса нормализации отношений с Западом в целом. Союзнические отношения с Россией будут оставаться приоритетом, и необходимо будет учитывать ее позицию и опасения в принятии внешнеполитических решений. В таких условиях нынешний уровень сотрудничества Беларуси с ЕС, в том числе в рамках «Восточного партнерства», представляется максимально возможным.

Сценарий 3. «Безопасность превыше всего»

Этот сценарий предполагает, что внутренняя динамика Европейского союза и международная ситуация (в первую очередь в сфере безопасности) вынудят Брюссель к проведению более прагматичной политики как по отношению к своему непосредственному соседству (Европейская политика соседства), так и по отношению к России.

В случае развертывания такого сценария произойдет резкая диверсификация внутри ВП: ЕС будет постепенно отказываться от универсалистского ценностного подхода в пользу индивидуальных политик относительно каждой из шести стран-партнеров, фокусируясь на совместных интересах в конкретных областях сотрудничества. Такое положение вещей фактически приведет к растворению программы «Восточное партнерство» в Европейской политике соседства, либо во внешней политике ЕС вообще. Так как исчезает видение региона ВП как чего-то целого и наблюдается отказ от единого набора инструментов, применяющегося ко всем странам ВП.

Для Беларуси такой сценарий снимает напряжение в отношениях с Брюсселем, возникавшее из-за политики обусловленности и двойных стандартов со стороны ЕС. С другой стороны, отпадает необходимость учитывать и компенсировать возможные риски, исходящие от российско-европейского противостояния. Этот сценарий открывает возможность как для полноценной нормализации отношений с ЕС и подписания базового двустороннего соглашения, так и для осуществления проектов в тех сферах, где присутствует взаимный интерес Минск и Брюсселя (безопасность границ, борьба с незаконным траффиком, охрана окружающей среды, развитие транзитной инфраструктуры и т.д.).

Сценарий 4. «Буферизация региона»

Четвертый сценарий отчасти похож на сценарий новой «холодной войны», так как предполагает дальнейшее ухудшение отношений ЕС с Россией. Однако важным отличием здесь является отказ ЕС от приоритетности ценностного подхода и ориентира на продвижение демократии в регионе в пользу более прагматичной внешней политики по отношению к своим непосредственным соседям.

Для ВП такой сценарий будет вести, главным образом, к переносу фокуса внимания ЕС на проблемы безопасности и стабилизацию соседства. Применительно к восточноевропейским соседям ЕС это фактически будет означать построение Евросоюзом «буферной зоны» между своей территорией и Российской Федерацией. ЕС будет избегать дискуссий о дальнейшей интеграции стран-партнеров с ЕС, так как это может спровоцировать активные действия со стороны России (пример Украины), что в итоге будет означать дестабилизацию европейского соседства и ухудшение ситуации в сфере безопасности на границах ЕС. Поэтому Брюссель предпочтет сосредоточиться на инфраструктурных проектах, а также проектах по усилению безопасности границ, содействию развитию стабильных экономик и укреплению независимости стран-соседей. Однако ввиду многочисленных внутренних проблем самого ЕС значительного увеличения фондов для поддержки стран-партнеров ожидать также не стоит.

В случае Беларуси сценарий будет предполагать дальнейшую постепенную нормализацию отношений с Брюсселем и построение взаимовыгодных прагматичных отношений, основанных, прежде всего, на торгово-экономической сфере, а также на транзите.

Наиболее вероятный сценарий

Исходя из существующих на сегодняшний день тенденций внутри ЕС и на международной арене, наиболее вероятным представляется четвертый сценарий, основными индикаторами которого являются:

- смещение акцентов в рамках Европейской политики соседства с продвижения ценностей на «стабилизацию» соседства и «диверсификацию»;
- продолжение нормализации отношений с Беларусью несмотря на отсутствие желаемого Брюсселем прогресса в вопросах прав человека и демократизации;
- усиление в ЕС риторики, касающейся вопросов безопасности во внешней политике;
- продолжение санкций ЕС в отношении России;
- усиление контр-мер ЕС в области информационного и пропагандистского противостояния с Россией.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: