Что белорусы помнят о Холокосте?

18 февраля 2018
Лізавета Касмач, Ostro.by
Общество

В польском городе Оcвенцим накануне 73-й годовщины освобождения концлагеря суд вынес приговор в деле перфоманса возле мемориала нацистскому лагерю смерти прошлой весной.

Двенадцать молодых людей, в том числе пять белорусских граждан, убили ягненка, разделись и приковали себя к воротам бывшего лагеря, где во время Второй мировой войны погибло более миллиона невинных людей.

Несмотря на то, что он был заявлен как пацифистский протест, перформанс не впечатлил зрителя. Неудачный выбор места исказил антивоенную идею акции, в результате чего протестующие были обвинелы в осквернении памятника.

Отчетливое отсутствие осмысления самой большой трагедии ХХ века является мейнстримом понимания Холокоста в современной Беларуси. Здесь Холокост служит фоном для прославления героизма военного времени. Организация памятных мероприятий часто зависит от индивидуальных инициатив и поддержки из-за рубежа.

Затерянный мир еврейской Беларуси

Накануне нацистского вторжения в Советский Союз в июне 1941 года еврейское население было третьей по величине этнической группой на белорусских территориях и часто составляла около 50% городского населения. На белорусской земле родились предки Айзека Азимова, Кирка Дугласа, Шимона Переса, Менахема Бегина и многих других всемирно известных личностей.

Однако большинство белорусских евреев погибло во время Холокоста. По оценкам историков, в Беларуси во время Второй мировой войны было убито более 800,000 евреев, в том числе около 90,000 европейских евреев, депортированных из Австрии, Германии, Нидерландов, Венгрии, Франции и Польши. Сегодня в Беларуси проживают только около 30 тысяч евреев.

Памятник, символизирующий разрушенные дома на месте бывшего Минского гетто. Источник: tut.by

Одно из 240 гетто на территории Беларуси — минское гетто — также было одним из крупнейших в Восточной Европе. Американский историк Барбара Эпштейн говорит, что прочные связи между гетто, подпольем и партизанским движением стали уникальной особенностью Минска в военное время. Связи с партизанами помогли многим белорусским евреям выжить.

Узникам Новогрудского гетто удалось выкопать туннель длиной 220 метров, через который 250 человек сбежали в лес. Предки Джареда Кушнера, которые позже эмигрировали в Соединенные Штаты, были среди оставшихся в живых благодаря этому дерзкому побегу. Теперь семья Кушнер оказывает финансовую поддержку мемориалу туннеля в Новогрудке, который строится в настоящее время.

С 2007 года в Новогрудке также располагается небольшой Музей еврейского сопротивления. Финансовую поддержку музею оказывает Джек Коган, бывший узник гетто, а затем партизан в знаменитом отряде братьев Бельских.

Проблемы преподавания Холокоста

Многие белорусы не знают этой истории, поскольку в школах Беларуси все еще не хватает всестороннего освещения Холокоста. Нынешний политический режим охотно использует темы Великой Отечественной войны и партизанского движения для построения государственной идеологии, основанной на воспевании военного героизма.

Хорошей иллюстрацией служит случай учителя истории из Осиповичи Неонилы Цыганок. В попытке расширить место истории Холокоста в школьной учебной программе она провела последние десять лет своей жизни, собирая устные исторические материалы о евреях и их спасителях. Тем не менее, Цыганок также признала, что она столкнулась с антисемитскими стереотипами в ответ на ее деятельность.

Места памяти жертв Холокоста часто появляются благодаря частным инициативам или при поддержке евреев из-за рубежа. В прошлом году бизнесмен Сергей Коваль из Новогрудка поддержал создание памятника детям, погибшим во время Холокоста. В памятнике изображена еврейская девочка из Новогрудка Михле Сосновская, которая сумела убежать из гетто, но позже была застрелена фашистами.

С 2003 года Фонд Симона Марка Лазаря в сотрудничестве с белорусскими еврейскими организациями воздвиг 110 мемориалов в память о 500 местах массовых убийств по всей стране.

Белорусское общество: примирение с Холокостом

Акцент на партизанскую борьбу и развитие культа Второй мировой войны оставляет мало места для Холокоста в политике официальной памяти. Например, перестроенный Музей Великой Отечественной войны в Минске уделяет очень мало внимания страданиям евреев во время Второй мировой войны, показывая жертв как обычных гражданских лиц.

В музейном описании артефактов из лагеря смерти Малый Тростенец говорится, что это был 4-й по величине нацистский лагерь смерти после Освенцима, Майданека и Треблинки. Однако посетители музея узнают, что «за три года там было убито более 200,000 граждан Советского Союза и оккупированных стран Западной Европы».

Открытие мемориала Малый Тростенец в 2015 году. Источник: tut.by

Тем не менее, в последние годы официальная политика памяти в отношении Холокоста была отмечена позитивными изменениями. В 2015 году президент Лукашенко открыл новый мемориал на территории бывшего лагеря смерти Малый Тростенец. До недавнего времени он оставался забытым местом в непосредственной близости от белорусской столицы. Историки отмечают, что сталинские казни проводились в Тростенце с конца 1930-х годов до лета 1941 года, что могло бы объяснить его забвение.

С марта 2017 года совместная германо-белорусская выставка «Лагерь смерти Тростенец: история и память» демонстрируется как в Беларуси, так и в Германии, рассказывая истории жертв Малого Тростенца. В январе 2018 года она открылась в Мирском замке — знаменитой туристической достопримечательности, которая также была еврейским гетто во время Второй мировой войны.

До сих пор не существует никаких социологических данных оценки знания либо восприятия Холокоста в белорусском обществе. Жестокость войны и уничтожение целых этнических групп, таких как евреи и цыгане, все еще ждут надлежащего поминовения. Всестороннее обсуждение Холокоста в рамках школьной программы могло бы проложить путь к лучшему пониманию прошлого.

Лізавета Касмач, Ostro.by


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: