Диалог гражданского общества и государства — «уже идет, но все неоднозначно»

26 февраля 2018
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Общество

В Минске прошла конференция Белорусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.

Помимо отчетно-выборных процедур, конференция, состоявшаяся 26 февраля, дискутировала на тему «Гражданское общество Беларуси как стейкхолдер белорусско-европейских отношений: на пути к Практическим результатам 2020».

Роль и место гражданского общества в Дорожной карте диалога ЕС и Беларуси «ясно описано и определено, вопрос в том, чтобы этот приоритет действительно реализовывался», «тут уже вопрос в том числе и к самому гражданскому обществу», заметил генеральный директор Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Влад Величко, сменивший по итогам конференции Светлану Королеву на посту главы Координационного комитета БНП.

За последние два года, по словам Светланы Королевой, к сожалению, не удалось реализовать в полной мере консолидировать потенциал экспертно-исследовательский и гражданского общества, «это требует времени, ресурсов, согласования и модерации».

Смещение приоритетов в повестке

Как отметил председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак, участник встречи координационной группы Евросоюз — Беларусь, диалог по правам человека «уже несколько лет идет, но все неоднозначно». «Во-первых, получилось многое из того, на что не рассчитывали - это непосредственное присутствие представителей гражданского общества в процессе. Само признание определенной субъектности ГО — есть. Но это все, как оказывается, можно делать, не меняя при этом по сути ситуацию с правами человека. В этом смысле есть большое разочарование», - сказал Олег Гулак. С другой стороны, как считает правозащитник, «нельзя сказать что ничего не изменилось». «Этот процесс приводит к тому, что все же белорусские власти стали понимать, что нужно говорить на более-менее общем языке. И что важно избегать брутальных репрессий, которые могут привести к ухудшению отношений с Западом, - сказал правозащитник. - Мы видим, что в этом процессе много прагматизма и что он достаточно эффективен для того, чтобы сдерживать власть от брутальных репрессий, но недостаточен для изменения ситуации с правами человека в целом. Но он создает возможности». По мнению Гулака, права человека — сейчас одна из тем диалога ЕС — Беларусь, но отнюдь не главная, «это однозначно иная ситуация, надо учитывать это».

Парадоксальный диалог

Глава Центра европейской трансформации политолог Андрей Егоров, вошедший в Координационный комитет БНП, в интервью Thinktanks.by отмечает, что можно говорить о «кардинальных изменениях в последние годы», «открылось несколько форматов с участием гражданского общества». «Во-первых, это координационная группа Беларусь — ЕС, в которой участвуют представители белорусского правительства, их партнеры в Еврокомиссии, а также и представители белорусского гражданского общества. Это формат, который предполагает координацию всей структуры сотрудничества Беларуси и ЕС. Во-вторых, это диалог по правам человека, в который тоже включены представители белорусского ГО, который предоставляет возможность прямой дискуссии с представителями государства и ЕС. Это значительное достижение, ведь раньше мы наблюдали полное отчуждение между государством и ГО, - сказал Андрей Егоров. - Но говорить о результатах этого диалога пока не приходится, пока он ограничивается дебатами и постановками вопросов, не переходит в конкретные действия и проекты, которые бы вели к практическим изменениям. Так, положения Межведомственного плана по правам человека не реализуются, мы не видим подписанных документов и по другим вопросам белорусско-европейского взаимодействия. Да, реализуются инфраструктурные проекты, есть европейская финансовая поддержка проектов в разных областях, есть открытие кредитных линий от евроструктур, но мы не можем сказать, что Беларусь приблизилась к решению острых вопросов. Вот такой парадокс — диалог идет, а ощутимых изменений не видно».

Европейский прагматизм

«Евросоюз решил разговаривать с Минском о том, о чем Минск готов разговаривать. И права человека в этом разговоре присутствуют в меньшей степени. Единственным базовым условием сохранения такого формата есть отсутствие массовых репрессий. И Минск пока соблюдает такое условие. Вопрос прав человека не убран Евросоюзом из повестки дня, но присутствует гораздо меньшая обусловленность», - отметил Андрей Егоров.

Декларации и стратегия

«Главная проблема сегодня состоит в том, что от гражданского общества требуется гораздо больше, чем просто заявление позиции по различным проблемным темам. Нужны разработанные планы действий, экспертные предложения, активность по консолидации субъектов широкого гражданского общества для реализации необходимых изменений. И это касается уже конкретных областей, - считает Андрей Егоров. - Например, если ЕС и Минприроды разговаривают о зеленой экономике и альтернативной энергетике, то гражданское общество уже не может просто задекларировать свою позицию — вроде того, что «мы не хотим АЭС». Нужны ясные программы и стратегии реализации программы создания и развития альтернативной энергетики — только тогда мы сможем рассчитывать на участие в диалоге. При этом в ряде областей гражданское общество сегодня не обладает необходимыми программными документами и стратегиями действий. Вопрос консолидации — для участия в диалоге по определенной проблеме должна создаваться мощная общественная коалиция, настаивающая на определенном направлении реформ в Беларуси. Но для этого коалиции необходима ясная политическая репрезентация. Кроме того, нужен рост компетенций для разработка программных изменений, а не декларативного характера».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: