Оживить регионы — миссия трудновыполнима

16 марта 2018
Сергей Запрудский, Thinktanks.by
Общество

2018-й объявлен Годом малой родины, но, похоже, реанимация больных регионов если и состоится, то значительно позже.

Дискуссия Либерального клуба «Как оживить белорусские регионы» собрала аншлаг — конференц-зал «Crown Plaza Minsk»  буквально не вмещал желающих. Целый клубок проблем или даже болезней малых городов, поселков и деревень действительно беспокоит белорусов, и рецепты лечения предлагаются, только вот могут ли быть эти рецепты восприняты системой, где руководители городов назначаются, а не выбираются сообществом. Между тем, спикеры называют выборность местных руководителей (не только городов) одним из главных шагов в процессе «оживления регионов».

Нет обмена потенциала регионов на инновации из центра

Как заметил исполнительный директор Центра новых идей (онлайн-журнал «Идея») Антон Родненков, в последние годы ситуация в регионах показывает исключительно ухудщение, «увеличивается только разница в заработках столицы, крупных городов и районов». Соответственно, люди уезжают из мест, где не могут заработать. «Ситуация не уникальная, особенно для постсоветских стран. Столица всегда вытягивает из регионов денежный, человеческий, трудовой потенциал, но чтобы страна развивалась эффективно, нужен обмен потенциала на инновации. Этого в Беларуси нет, - сказал Антон Родненков. - В последнее время у нас очень много и хорошо говорят об ИТ-стране, но если посмотреть, то становится очевидным, что мы живем не в ИТ-стране, а в ИТ-городе Минск. 89% всех «айтишников» живут и работают в Минске — это 26.000 человек, в Гомеле, втором городе по населению в Беларуси, - 2.000. Посмотрим на Украину: в Киеве — 26.000 «айтишников», в Харькове, втором по населению, - 22.000, в третьем, Львове, - 17.000. Почему так получается? Причин множество, возьмем хотя бы университеты — в областном украинском городе до 15 университетов, в нашем — от 3-х до 5-и. Понятно, что молодежь стремится в столицу».

Вирус депрессии

Научный сотрудник BEROC, магистр экономики Олег Мазоль подчеркивает, что население в регионах сокращается стабильно, а трудоспособное — стремительно. Сокращается количество и главных движителей экономических процессов в провинции — предпринимателей. «Все это формирует угрозу создания кластеров депрессивных регионов. В районе нет точек роста? Это повлияет и на соседние — как вирус, - сказал Олег Мазоль. - За последние 15 лет точки роста наблюдаются в Минском и соседних с ним районах, районах, окружающих областные центры, крупные города — их немного, можно назвать разве что Солигорск, Мозырь, Полоцк. Уже можно говорить о формировании двух депрессивных кластеров — это Витебская и Могилевская области».

Разрыв в зарплатах у жителей депрессивных райцентров и среднего уровня по стране достигает 20%, а у женщин еще от этого уровня минус 20% - «то есть тут еще и формирование гендерного неравенства». «Что остается делать тем, кто живет в депрессивном кластере? Уезжать. Останутся нетрудоспособные, пенсионеры. Кто будет создавать там предприятия? Какие инновации туда пойдут?» - сказал Олег Мазоль.

По мнению эксперта, «если решили строить ИТ-страну, нужно ориентировать ИТ-технологии в том числе и на применение в регионах».

Ответственность без полномочий

«Важно, чтобы на чиновников не только возлагалась ответственность, важно, чтобы они имели при этом возможность влиять на проблемы, то есть полномочия. Ответственности у них хватает, не хватает полномочий, чтобы эта ответственность была заслуженной. В основном чиновники на местах становятся исполнителями поручений, которые приходят для них от региональных властей. Это неэффективно, чиновники на местах сами лучше видят проблемы», - отметил академический директор СИМПА, руководитель Школы мэров Дмитрий Маркушевский.

Старая истина: удочка вместо рыбы

Директор фонда «Культурное наследие и современность», национальный проектный менеджер в совместном проекте ЕС и Совета Европы «Участие общества в восстановлении исторических городов» (COMUS) Алла Сташкевич имеет практический опыт работы с депрессивным регионом — реализация пилотного проекта в Мстиславле. «В мире есть множество сценариев реабилитации маленьких городов, поселков и деревень. Часть из этих сценариев достаточно успешны — к примеру, города Баварии и города, которые входят в Ассоциацию городов Всемирного наследия. Но эффективность этих сценариев только на 20% зависит от успешности самого сценария, 80% - это наличие необходимых условий для реализации плана. Таких условий множество, но вот три главных: самоопределение региона — это возможность местной администрации управлять ресурсами и активами; демократизация управления — в первую очередь выборность руководителей регионов; сообщество — возможность людей участвовать в принятии решений на уровне региона. Если этих условий не будет — ни один сценарий или проект не будут успешно реализованы», - считает Алла Сташкевич.

Проекты «должны давать сообществу удочку, но не ресурсы», «дать возможность местному сообществу искать инструменты для изменения ситуации».

Рекомендации, с которыми соглашаются эксперты. Но которые не применяет и пока не собирается применять государство

Базовые принципы управления: легитимность, прозрачность и ответственность.

Больше полномочий районам и сельсоветам, облисполкомам сосредоточиться на координации межрайонной деятельности.

Больше внимания предпринимательским институтам в регионах.

Демократизация управления, смена иерархической модели на более демократическую, допуск гражданского общества к принятию управляющих решений — «давно опробованный и успешный сценарий».


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: