Способна ли белорусская нефтянка вернуть утраченные позиции на рынке Украины

23 марта 2018
Экономика

Потеря части рынка нефтепродуктов ставит под удар планы Минска по наращиванию положительного сальдо торговли с Украиной.

На фоне продолжающегося уменьшения объемов продажи нефтепродуктов, в белорусско-украинском экономическом сотрудничестве наблюдается переформатирование структуры взаимной торговли. Белорусский бизнес все активнее использует работу через совместные предприятия и дочерние компании. Это дает им возможность закрепиться в нескольких стратегических для Украины отраслях, пишет "Ежедневник".

Начало года прошло без подписания каких-то масштабных договоров между государствами. Однако аналитики экспертной инициативы «Минский диалог» отмечают несколько положительных моментов сотрудничества в январе-феврале. В частности, «Беларуснефть» в лице своих дочерних фирм развивает сотрудничество с ПАО «Укргазвидобування» — проводятся работы по гидроразрыву пласта. Параллельно проводятся работы по бурению для «ДТЭК Нафтогаз» Рината Ахметова (контракт на 4 скважины до 2019 года). Да и Национальный Банк Украины не отклонил заявку белорусского «Паритет Банка» на покупку украинской «дочки» «Сбербанка России». По данным российских источников, сделка готова к совершению, остается лишь дождаться разрешения НБУ.

Кроме того, на фоне заявлений руководства Госвоенпрома Беларуси о приостановке военно-технического сотрудничества с Украиной в январе в войска передана первая партия грузовиков МАЗ-Богдан с китайским мотором  WeichalPower,  вместо российского ЯМЗ. Учитывая, что МАЗ и китайский производитель заявили о создании СП по производству ДВС в Беларуси, сбыт продукции рассчитан и на украинский, в том числе военный, рынок. Более того, отмечается в первом выпуске «Минского барометра», в конце прошлого года было объявлено о передаче в войска бронеавтомобилей «Варта», выпускаемых на шасси МАЗ. Реальная доставка в войсковые части произошла уже в начале января этого года.

Учитывая проблемы, которые испытывает украинский КРАЗ, продукция белорусско-украинских СП может претендовать на существенную (более 30%) долю поставляемой в войска автомобильной техники. Для справки: потребности только ВСУ (без Нацгвардии) составляют более 2500 грузовых и иных автомобилей на ближайшие 2 года.

Беларусь закрепляется на украинском рынке не только с военной техникой. Согласно статистическим данным, на фоне роста рынка грузовиков на 84%, МАЗ стал лидером продаж с долей в 19,8% от всего числа проданных грузовых автомобилей. Позитивная динамика наблюдается и в продажах автомобильной техники.

Кроме масштабного контракта на поставку автобусов (более 100 штук) в Киев и  Житомир, в 2018 году могут быть заключены аналогичные договоры с городами Львов, Харьков, Запорожье, Днепр.

Тем не менее на фоне позитивных новостей о развитии экономического сотрудничества и  динамики роста товарооборота, эксперты Минского диалога отмечают и негативные тенденции.

Во-первых, Верховная Рада так и не рассмотрела законопроекты «О внутреннем водном транспорте», которые должны были облегчить (и удешевить) транзит белорусских грузов по Днепру к портам Черного моря.

Во-вторых, после неудачной осенней игры по удержанию цен на нефтепродукты Белорусская Нефтяная Компания (БНК) теряет долю на украинском рынке. Падение происходит как по бензинам, так и по дизельному топливу. Эксперты консалтинговой группы «А-95» считают, что БНК будет сложно вернуть прежние позиции, поскольку в Украине падает объем потребления нефтепродуктов и растет собственная переработка. А  после осенних проблем с поставками часть трейдеров вновь ушла к польским и литовским конкурентам. Это серьезный вызов, учитывая, что украинский рынок является одним из основных для белорусских НПЗ.

Говоря о развитии двусторонне экономического сотрудничества в ближайшие месяцы, эксперты считают, что они пройдут под знаком изменения структуры белорусского экспорта в Украину. Минск будет стремиться закрепить положительную динамику сбыта продукции автопрома, машиностроения. А БНК попробует вернуть себе уровень доходов, восстанавливая позиции на оптовом рынке и развивая сеть своих и аффилированных АЗС под маркой UPG.

Не менее важным является и дальнейшее развитие политики создания совместных предприятий на территории Украины. СП «МАЗ-Богдан» уже позволило выйти на рынок военных закупок и закрепиться на рынке спецтехники.

Планы украинского правительства по развитию пассажирских перевозок, железнодорожного транспорта и проектов в энергетической сфере подталкивают к приходу белорусских компаний.

Покупка украинского «Сбербанка» может дать импортерам продукции из Беларуси (как и СП) дополнительные финансовые инструменты, как это сегодня происходит с программой «белорусский импорт» «Укрэксимбанка».

Учитывая важность и «политизированность» темы экономического сотрудничества двух стран, эксперты Минского диалога не исключают встречу президентов Беларуси и Украины на рубеже апреля-мая 2018 года.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: