Исследование ЮНИСЕФ в Беларуси: Около 30% родителей в последний месяц применяли телесные наказания

02 мая 2018
Сергей Полтаржицкий, Thinktanks.by
Общество

При этом 50,1% опрошенных в Беларуси родителей сообщили, что они применяли насильственные меры дисциплинирования детей за последний месяц.

Об этом говорится в Национальном исследовании по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. Оно было проведено по инициативе ЮНИСЕФ в целях анализа таких аспектов, как распространенность насилия, опыт пережитого насилия у детей, знания и навыки родителей и специалистов по оказанию поддержки, а также определения уровня знаний, установок и практических действий среди упомянутых групп.

Данное предложение было поддержано Национальной комиссией по правам ребенка и реализовано в сотрудничестве с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты.

По итогам исследования было сделано 4 ключевых вывода.

Вывод 1. Насилие сверстников

Как отмечается в исследовании, мальчики и девочки в разной степени подвержены насилию. Данный гендерный аспект, а также тот факт, что большая часть актов насилия совершается сверстниками, требует принятия специальных мер и организации работы и взаимодействия с детьми для лучшего понимания динамики насилия. Результаты исследования подчеркивают остроту проблемы насилия в отношении детей, которое происходит во всех сферах жизни ребенка – в семье, школе и ближайшем окружении.

 Исследование показало, что насилие в детском возрасте затрагивает мальчиков и девочек по-разному: мальчики в большей степени подвергаются физическому насилию, тогда как девочки чаще сталкиваются с проявлениями психологического насилия. Девочки также в большей степени подвержены риску сексуальных злоупотреблений.

Кроме того, результаты исследования продемонстрировали, что виновниками насилия часто являются сверстники, и это указывает на необходимость расширения диалога и позитивного взаимодействия среди детей для понимания динамики насилия. Дети из всех возрастных групп и в различных сферах не обладают достаточными знаниями о том, что такое насилие в отношении детей (в том числе физическое, психологическое, сексуальное насилие и отсутствие заботы о ребенке).

В связи с этим настоятельно рекомендуется ввести в учебную программу во всех школах и других образовательных и интернатных учреждениях специальные, соответствующие возрасту, обучающие модули, в том числе рассматривающие и гендерные стереотипы.

Вывод 2. Насилие порождает насилие

«Родителям необходимо лучше понимать, что такое насилие и позитивное ответственное родительство, а также осознавать тот факт, что пережитое ими в детстве насилие существенно повышает вероятность применения насильственных методов воспитания своих детей. Родители не обладают всей полнотой знаний о формах насилия и позитивных методах воспитания детей», - говорится в исследовании.

Несмотря на то, что 85,7% опрошенных родителей отметили, что они придерживаются форм позитивного воспитательного воздействия, 50,1% применяли насильственные меры дисциплинирования детей за последний месяц. В частности, 29,2% родителей-респондентов применяли телесные наказания, а 44,5% использовали психологические методы дисциплинирования детей, - подчеркивается в исследовании.

Результаты исследования подтверждают вывод о межпоколенческой природе насилия в отношении детей: 56,8% родителей, которые сами подвергались физическому насилию в детстве, отметили, что они применяют меры физического наказания по отношению к собственным детям.

Напротив, только 17,6% родителей, не сталкивавшихся с насилием в детстве, применяют подобные меры наказания в отношении своих детей. Была проведена логистическая регрессия, показавшая, что подверженность родителей физическому насилию в детстве почти в три раза увеличивает вероятность того, что их дети так- же будут подвергаться насилию.

Вывод 3. Специалисты терпимы к насилию

Результаты исследования показали высокий уровень толерантности специалистов к насильственным действиям в отношении детей, а также проблемы со своевременным выявлением и реагированием на случаи насилия в отношении ребенка.

Соответственно, как считают авторы исследования, необходим комплекс мер для повышения уровня знаний и навыков специалистов по вопросам защиты детей от насилия.

«Как и родители, значительная часть специалистов, к компетенции которых отнесены вопросы профилактики и противодействия насилию в отношении детей, проявляют терпимое отношение к некоторым насильственным формам воздействия на детей и оправдывают телесные наказания. Требуется принятие мер для формирования установок, отношения и знаний специалистов по проблеме насилия в отношении детей, а также для внедрения действенных механизмов оказания помощи пострадавшим и свидетелям насилия», - говорится в работе.

Результаты исследования показали, что иногда специалисты, работающие с детьми, игнорируют или замалчивают факты насилия в отношении детей в их учреждениях.

«Сокрытие фактов насилия со стороны учителей или обучающихся объясняется нежеланием руководства учреждений образования подорвать репутацию учреждения, испортить хорошую статистику или привлечь внимание контролирующих органов. Существующая система оценки деятельности учреждений образования, их руководителей и сотрудников не способствует прозрачности при регистрации случаев насилия», - отмечается в исследовании.

Вывод 4. Законодательные пробелы

Система защиты детей в Беларуси требует дальнейшего укрепления для восполнения пробелов в законодательстве, касающемся определения видов насилия, а также создания механизмов, четко регламентирующих межведомственное взаимодействие по вопросам сообщения о фактах насилия, перенаправления для оказания помощи и поддержки, реагирования на жестокое обращение с ребенком.

В то же время требует совершенствования система сбора данных о насилии в отношении детей – такие данные способствовали бы обсуждению в обществе важности изменения вредоносных установок и социальных норм. Хотя результаты исследования подтверждают факт распространенности насилия в белорусском обществе, глобальные данные свидетельствуют о том, что насилие в отношении детей может быть предотвращено посредством реализации эффективных стратегий по устранению факторов риска.

«В Беларуси действует ряд законов и мер политики по противодействию насилию в отношении детей, однако обзор законодательства по вопросам предупреждения насилия в отношении детей выявил  пробелы в определении всех видов насилия. Следствием таких пробелов становятся ненадлежащие действия по интерпретации, оценке, реагированию и оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия», - заключают эксперты.

Исследование выявило, что немногие дети обращаются к специалистам за поддержкой, а также выражают удовлетворенность оперативной помощью, которую они получили от специалистов.

«Необходимо внести в законодательство изменения, стимулирующие и обязывающие специалистов более активно участвовать как в профилактических мероприятиях, так и в оперативном реагировании на случаи насилия в отношении детей», - говорится в исследовании.

В нем также содержится большой перечень рекомендаций, выполнение которых может способствовать снижению уровня насилия в отношении детей в нашей стране.  

Справка:

При проведении исследования использовались различные методы сбора и анализа данных (анкетирование и интервью с участниками фокус-групп). Полевой этап анкетирования был осуществлен в октябре-ноябре 2016 года специалистами Института социологии Национальной академии наук Беларуси. Проведен количественный анализ данных, полученных по результатам анкетирования 5126 детей, 1406 родителей (опекунов и попечителей) и 1129 специалистов. Также проведен качественный анализ данных, полученных по результатам обсуждений в 10 фокус-группах, в которые вошли 106 специалистов из всех регионов страны.


Подписывайтесь на нашу рассылку Thinktanks.by, а также на страницы сайта Белорусских исследований в :
(Telegram https://t.me/thinktanksbyy),
(Instagram https://www.instagram.com/thinktanks.by/),
(Facebook https://www.facebook.com/thinktanks.by)

Поделиться: