Владимир Фесенко: Лукашенко в балансировании между Россией и Западом вышел почти на максимум

31 мая 2018
Александр Даутин, Thinktanks.by
Политика

Ситуация, когда ты будешь своим как в России, так и на Западе, в условиях жесткого геополитического конфликта имеет свои пределы и ограничения.

Руководитель украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко поделился с Thinktanks.by взглядами по поводу инициатив Минска по урегулированию конфликта в Украине и диалогу между Россией и Западом.

О посредничестве

- Лукашенко в последние годы максимально использовал ситуацию конфликта Запада и России. Он попытался сыграть на противоречиях и предпринял, может быть, единственно правильный ход – предложить Минск в качестве переговорной площадки, а Беларусь – в качестве формального посредника. Кроме того, он пошел на некоторую, весьма ограниченную мягкую либерализацию.  Это дало ему шанс не то, чтобы совсем помириться с Западом, но улучшить в западных странах свой имидж, перестать быть нерукоподаваемым, уйти из-под жесткого санкционного режима. Он это понял и в этом выиграл. Мне кажется, он пытается данные ростки поливать и хочет вернуться в качестве органичного европейского лидера. Это – программа максимум. Я не уверен, что подобное получиться. Лукашенко – слишком другой, чужой для европейской политики. Но, тем не менее, в статусе посредника, используя Минск как переговорную площадку, он может максимально усилить политический статус Беларуси. Частично ему это удалось, но белорусский президент вышел почти на максимум. Дальше ему будет гораздо тяжелее.  Существует риск оказаться на растяжке.

Об украинском опыте

У нас в такой ситуации был Кучма в свое время. Ему удавалось удерживать баланс, как во внешней политике, реализуя многовекторность, так и внутри страны. Эта политика тогда работала. Однако в середине 2000-х годов ситуация поменялась. Как на Западе, в частности, в ЕС, так и в России сказали: определяйтесь, или с нами или с ними. Попытка Януковича повторить такую политику баланса привела к событиям 2013-2014 года.

Не скажу, что повторение может произойти у Лукашенко – все же Беларусь иная. Но вариант, когда ты будешь своим и приемлемым как в России, так и на Западе, в условиях жесткого геополитического конфликта имеет свои пределы и ограничения. Поэтому я думаю, что Лукашенко сейчас вышел почти на максимум. Его главная задача – удержать наработанный политический капитал. Добиться чего-то большего будет очень сложно.

О «Хельсинки-2»

Я пока скептик относительно «Хельсинки-2». Идея красивая. Но я про «Хельсинки-2» слышу с 2014 года.  И пока предпосылок реализации не видно. Противоречия, о которых говорили на конференции в Минске (конференция «Минского диалога» «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех» - прим. Thinktanks.by) они достаточно очевидные. Максимум, что возможно – это начать диалог. И в принципе, Лукашенко может попробовать помочь использовать Минск в качестве переговорной площадки. Диалог возможен. Но сухой остаток, результат на выходе – он под большим вопросом.  Пока не изменится политический климат, либо не поменяются лидеры и с той и с другой стороны, пока не изменится ситуация внутри Украины и вокруг Украины, я думаю, что ожидать какого-то прорыва в создании нового хельсинского соглашения, системы глобальных договоренностей не стоит.

О роли Минска

Стоит помнить, что результативность диалога, как и урегулирования конфликта на востоке Украины – зависит не от Минска. При всем желании, даже если б Лукашенко, его советники, придумали какой-либо грандиозный мирный план, он вряд ли бы сработал. Потому что существуют непримиримые противоречия по всем ключевым вопросам. Две разные, прямо противоположные трактовки минских соглашений у России и Украины, и прямо противоположные подходы по миротворческой миссии. И пока не изменится позиция либо у России, либо у Украины, никто помочь не может. Германия с Францией не может помочь. США не могут помочь.

Я думаю, какие-то подвижки могут произойти после президентских выборов в Украине 2019 года. Если появится президент, который захочет договариваться с Россией. И если Путин пойдет на какие-то рациональные компромиссы. Вот тогда Беларусь может использовать момент и что-то сделать. Но сама по себе Беларусь никак не может вмешаться в эти процессы. Лишь в качестве гостеприимного хозяина, предоставившего площадку. 


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: