Бизнес в Беларуси перестал опасаться краткосрочных макроэкономических рисков

13 июня 2018
Сергей Полтаржицкий, Thinktanks.by
Экономика

В пользу этого утверждения свидетельствуют данные опросов малых и средних частных предприятий, ежегодно проводимых Исследовательским центром ИПМ.

Версию о том, что белорусский бизнес перестал бояться краткосрочных макроэкономических рисков, которые еще недавно реализовывались в период следовавших друг за другом валютных кризисов, выдвинул директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. В опубликованном комментарии «Доверие как драйвер экономического роста: руководство по эксплуатации», отмечается, что в пользу его предположения говорят данные опросов малых и средних частных предприятий, ежегодно проводимых Исследовательским центром ИПМ.

В частности, последние три года респондентам задавались вопросы о том, обращались ли они за кредитом за последний год, и, если нет, то по каким причинам. По сравнению с кризисными 2015 и 2016 годами удельный вес тех, кто обращался за кредитом и получил его, увеличился более чем наполовину, в то время как число граждан, которым отказали, приблизилось к нулю.

«Дороговизна кредита или чересчур высоких требований к залогу также стали реже называться как причины, по которым респонденты не обращались за кредитом. Особенно сильно уменьшилась доля респондентов, указавших на слишком высокие процентные ставки по рублевым кредитам как барьер для обращения в банк – всего 8.8% по сравнению с 18.6% в 2016 г. Тот факт, что банки не опасаются выдавать инвестиционные (то есть как минимум среднесрочные) кредиты в белорусских рублях, а бизнес не ожидает очередного валютного кризиса, свидетельствует о возросшем доверии к монетарной политике и национальной валюте», - пишет Александр Чубрик.

Он напоминает, что в 2015 году, когда Национальный банк начинал макроэкономическую стабилизацию, бизнес в большинстве своем не верил, что у него получится вернуть доверие к национальной валюте. Однако последовательная монетарная политика, направленная на снижение инфляции и долларизации, сработала – спустя полтора года с момента перехода на монетарное таргетирование и плавающий курс инфляционные ожидания белорусских предприятий начали быстро снижаться.

На фоне улучшения макроэкономической ситуации заметно улучшилось восприятие малыми и средними предприятиями условий ведения бизнеса: удельный вес положительных оценок увеличился на 10 процентных пунктов за счет снижения отрицательных.

Как отмечает Александр Чубрик, за последние годы экономические власти страны сумели получить определенный кредит доверия бизнеса, что уже материализовалось в росте ВВП сверх ожиданий.

«Важнейшей задачей является укрепить это доверие – это позволит мобилизовать внутренние инвестиции и создать новые рабочие места в частном секторе», - полагает экономист.

Он обратил внимание, что нестабильность национальной валюты и валютное регулирование ушли в 2018 году из топ-5 барьеров для развития бизнеса.  Зато изменчивое законодательство, обременительные административные процедуры в этот топ-5 вошли.

«То есть бизнес, оказавшийся в предсказуемых макроэкономических условиях и перестроивший бизнес-модели в период рецессии, столкнулся с теми препятствиями, которые раньше были заметны только некоторым наиболее крупным и развитым МСП. Поэтому в ситуации, когда все больше частных компаний сосредоточены на расширении бизнеса, государству важно сосредоточиться на институциональных реформах, которые бы укрепили доверие к судебной системе и государству, сделали бы законодательство более прозрачным и стабильным и обеспечили бы гарантии исполнения контрактов» - констатировал Александр Чубрик.

Поделиться: