Россия резко сокращает строительство кораблей

22 июня 2018
В мире

Если в 2014 году с отечественных верфей сошло 252 крупных судна, то в 2018 году будет выпущено 108 судов, в 2019 – 79.

В 2014 году с российских верфей сошло 252 крупных судна (тоннаж от 20 тыс. тонн). Далее показатель ежегодно снижался: в 2015 – 200, в 2016 – 168, в 2017 – 150. В ближайшей перспективе тренд сохранится, прогнозируют эксперты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ в докладе «Рынок продукции судостроения 2018». В текущем году, по их оценкам, будет выпущено 108 судов, в 2019 – 79, сообщает iq.hse.ru.

Спад в первую очередь характерен для гражданского сегмента: в 2017 появилось почти в 1,9 раза меньше кораблей, чем в 2014: 64 против 120. Количество военных «новостроек» за тот же период сократилось в 1,5 раза, в целом на них пришлось свыше 56% судов: 434 из 770.

Ситуация отражает приоритет отрасли – выполнение гособоронзаказа. Военное производство – основная деятельность трех из пяти крупнейших корабельных компаний России,  а само судостроение «находится чуть ли не под прямым управлением государства, являющегося как его основным заказчиком, так и инвестором».

Курс на концентрацию проводится в последние 10 лет и тенденция усиливается, отмечается в докладе. В ведении государства находится корпорация «ОСК» (до 80% объема судостроения в РФ), практически все ключевые производители организованы в виде вертикальных или горизонтальных холдинговых структур.

Помимо гособоронзаказа, проектами особой важности для корабелов являются постройки судов для ледового плавания по Северному морскому пути, а также – специальной техники для освоения нефтегазовых месторождений на Арктическом шельфе.

Первоочередная задача от государства – работа на внутренний рынок: развитие производств, расширение ассортимента и импортозамещение (зависимость от зарубежной продукции высока, в 2014 году импортировано судов на $1,4 млрд, в 2017 – на $2,3 млрд).

Позиции России на международном рынке слабые (0,5% в суммарном объеме мирового экспорта продукции судостроения, 2016 г.). В глобальных масштабах доминируют три страны – Китай, Южная Корея и Япония. Их совокупная доля в поставках новых судов превышает 90%, и оснований для изменения расстановки сил нет.

Поделиться: