5 вопросов после президентского разноса

16 августа 2018
Наталья Васильева, Юрий Лукин, TUT.BY
Политика

Вчера, после во время разноса на совещании по Оршанскому району, Александр Лукашенко распорядился отправить в отставку министра промышленности, а также архитектуры и строительства.

Уже к концу недели Лукашенко потребовал «кадровые предложения». Кто оказался «самым виноватым» и кому, возможно, придется выйти на замену, разбирался TUT.BY.
1. Что натворило правительство?
Вопрос самый очевидный, но ответить на него, опираясь на сообщение пресс-службы президента, не так просто. Правительство «пофигистически», как сказал Лукашенко, отнеслось к выполнению его поручений по развитию Оршанского района.
«Не решены ключевые задачи по развитию проблемных организаций района. А к проблемным можно отнести практически все предприятия, которые здесь существуют. Они нуждаются в серьезном подходе в плане модернизации и приведения их в надлежащий вид. Исходя из вчерашнего дня, можно сделать вывод, что все члены правительства, которые были здесь, научились объясняться, но не выполнять», — сказал Александр Лукашенко.
2. Какие предприятия района возмутили Лукашенко и что там страшного?
Проблемные предприятия, только перечисленные в репортаже «Беларусь 1», это Оршанский инструментальный завод (отмечены ободранные стены с плесенью), предприятие «Техника связи» («кладбище старой техники», «заваленные мусором этажи»), «Оршаагропроммаш» (долги). Масштабы проблем достоянием широкой общественности не стали. «Два субботника — и привести все в порядок. Вы что, это не могли сделать?» — возмутился Лукашенко.
Но не все так просто, в чем TUT.BY убедился год назад, когда делал репортаж с проблемного завода. Директор, которого скоро отправили в отставку, открыто говорил, что завод — банкрот. «Причем банкрот не только с точки зрения финансовой, но и с технической. Все оборудование не менялось с 1974 года — с момента основания предприятия. Естественно, на таком оборудовании нельзя сделать современный продукт, который нужен нашей промышленности. А мы до сих пор делаем инструмент уровня 1970-х годов», — объяснил управленец. Тогда же всплывал вопрос и о злополучной крыше, и об инвестициях. По самым оптимистичным оценкам, на модернизацию нужно было 62,5 млн долларов и 1,5−2 года. Однако после смены руководства речь шла уже о более скромном проекте — на 48 млн рублей.
3. Раз там все так плохо, значит главу Минпрома реально надо отправить в отставку?
Виталий Вовк стоит во главе Минпрома с декабря 2014 года, то есть довел промпредприятия Оршанского района до ручки определенно не он. Более того, министр обладает чуть ли не уникальным для Беларуси опытом — промышленный флагман, Минский завод колесных тягачей, под его руководством стабильно держался в топ-25 самых прибыльных белорусских ОАО даже в самые сложные для отрасли годы.
С тех пор как Вовк возглавил министерство, курирующее значительную часть так называемых предприятий-зомби, бывших флагманов, требующих бесконечной бюджетной подпитки, объемы льготного кредитования промышленных грандов резко сократились. Некоторые, к примеру МТЗ и БелАЗ, вышли на стабильно прибыльную работу, другие, вроде «Амкодора», реализовали крупные инвестпроекты, заметно расширив линейку выпускаемой техники, стартовал крупный проект МАЗ и китайского Weichai по выпуску двигателей.
Менее очевидными эксперты считают перспективы собственного производства легковушек «Белджи», но проект запущен, локализация растет.
Однако перспективы внедрения элементов «Индустрии 4.0», цифровой трансформации промышленности, все еще остаются туманными. Но этот вопрос на совещании не поднимался. Минпромовцы заявляют, что «ни физически, ни морально» белорусские промпредприятия не готовы к новой промышленной революции. Вне зависимости от состояния крыши.
4. А кто в резерве и может сменить проштрафившихся?
Задача до конца недели обеспечить президенту предложения по решению кадрового вопроса выглядит не слишком простой. Очевидный кандидат-тяжеловес — гендиректор МТЗ и бывший помощник президента Федор Домотенко. Среди глав других промышленных грандов можно отметить еще одного выходца с МТЗ, главу БелАЗа Петра Пархомчика. В самом Минпроме кандидатур немного (к примеру, первого зама Вовка, Геннадия Свидерского, уже отправили выруливать «Белджи»). Реальными кандидатами могут оказаться замы Вовка, в первую очередь Сергей Гунько, который попал в министерство, имея большой опыт работы на «Горизонте», а последние несколько лет до назначения руливший «Витязем».
5. Так что будет с правительством?
С большой долей вероятности — ничего кроме точечных перестановок. По крайней мере, несмотря на гнев главы государства в отношении Вовка и Черного, курирующих их вице-премьеров (соответственно приболевшего Владимира Семашко и Анатолия Калинина) президент серьезно не распекал. Главу правительственных «пофигистов», Андрея Кобякова, также вряд ли ждут скорые карьерные перестановки. Хотя эксперты обращают внимание на наличие «свободного агента» на рынке — экс-премьера Сергея Сидорского.
Впрочем, вряд ли и он захочет второй раз войти в эту бурную реку, и президент пойдет на такое кадровое решение, возвращая на такую публичную должность политического тяжеловеса Сидорского.
Отчитал президент нерадивых, создал недостающее «напряжение», и в путь. Не так легко кому-то из этой лодки выскочить.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: