BSBlog: Власти устраняются от проблемы повышения эффективности госсектора

18 августа 2018
Thinktanks.by
Экономика

Экономический рост в стране продолжает несколько замедляться (4,5% за январь-июнь против 4,7% месяцем ранее), но остается при этом существенно выше запланированных значений.

Об этом говорится в отчете "Положение в области экономической безопасности Беларуси" за июль этого года, подготовленном BSBlog.

В отчете отмечается, что по оценкам правительства по итогам года он составит 3,9-4,1%, что выглядит вполне достижимой оценкой. При этом рост демонстрируют все отрасли, ориентированные как на внешние (экспорт вырос на 21,9%), так и на внутренний рынки (розничный товарооборот прибавил 9,9%). При этом значительное влияние на ускорение роста оказывает коммерческое кредитование (так, годовой прирост требований банков и Банка развития к экономике в июне 2018 г. составил 12,1%), что свидетельствует об успешности монетарной политики властей по удешевлению кредитов с одновременным сохранением финансовой стабильности. О росте экономического оптимизма свидетельствуют и проводимые властями и экспертными фондами опросы. Так, представители малого и среднего бизнеса позитивно оценивают политику властей по либерализации в целом и декрет №7 в частности.

В то же время, констатируют эксперты,  власти все также устраняются от кардинального решения проблемы повышения эффективности госсектора. Очередным примером неготовности властей к активному использованию механизма ликвидации и смены собственности неэффективных госпредприятий стала подготовка нового указа о финансовом оздоровлении сельского хозяйства. Новый указ должен заменить действовавший ранее с 2016 года аналогичный законодательный акт, и значительно отличается от предыдущего как по духу, так и по сути. Если ранее основной упор делался на санацию неэффективных сельхозорганизаций и в случае ее невозможности — смене их собственника и ликвидации, то сейчас акцент сместился на многочисленные способы реструктуризации долга. Например, банкам предлагается снижать проценты по проблемным кредитам, предоставлять отсрочки и рассрочки их погашения, принимать в качестве погашения долга доли сельхозпредприятий, местным органам власти предоставляется право эмитировать долговые ценные бумаги для перевода таких долгов на государственный баланс. Правами же внесудебного назначения процедуры санации и вовсе наделяются руководители местных органов власти. Фактически это законодательно закрепляет активное их участие в хозяйственной деятельности организаций и противоречит активно продвигаемой ранее идее разделения роли государства как собственника и управляющего.

Практика максимального сохранения предприятий советского типа без учета экономической целесообразности прослеживается и на примере «Строммашины» (несмотря на безнадежные финансовые показатели предприятия, власти продлили период его санации на 5 лет и «Мотовелозавода» (правительство рассматривает возможность создания нового завода, несмотря на фактическую утерю технологий).

В целом эксперты BSBlog приходят к выводу, что рост ВВП Беларуси сохраняет рекордную за последние 7 лет динамику, важным фактором которой является снижение кредитных ставок и сохранение финансовой стабильности. Основные риски для экономики остаются сконцентрированы в части устойчивости внешнего госдолга и возможности правительства его обслуживать. При этом негативное влияние на финансовую стабильность будет оказывать и несбалансированный рост доходов населения в случае его дальнейшего сохранения.


ThinkTanks.by может не разделять мнение авторов исследований и публикаций.

Поделиться: